Тенденции развития филармонического искусства в современной России

 

 Существует несколько видов концертов:

- симфонические - концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Этого вида концерты могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора.

- камерные - концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм: сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. могут проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

- концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

- концерты духовых концертов, оркестров и ансамблей народных инструментов;

- концерты, выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей - чтецов-мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета; могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей или оркестров;

-музыкально-литературные концерты, в которых музыкальные и литературно-драматические произведения исполняются силами инструменталистов, вокалистов, чтецов-мастеров художественного слова, артистов балета.

-концерты-лекции - тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и выдающихся произведений, сопровождающиеся исполнением соответствующих произведений или отрывков из них.

Можно выделить несколько тенденций в концертном деле:

- Исчезновение четко отрегулированной государственной гастрольной системы, но зато ярко выразилась тенденция развития к гастролям на частной основе ярких звезд зарубежной сцены. Среди гастролей, организованных частными продюсерскими компаниями в 1995 году были визита Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас (этот знаменитый тенор давал по одному концерту в Москве и Санкт-Петербурге), а также особое место в гастрольной деятельности занимают зарубежные поп и рок коллективы, чьи визиты осуществленные в этом году, еще пять лет назад не были возможны и по финансовым соображениям, и по чисто организационным. Также перестройку в гастрольно-концертной системе произвели и продюсерские фирмы. Нужно отметить, что монополию существовавших и поныне существующих государственных структур Госконцерт, Москонцерт, Союзконцерт, которые отвечали за организацию гастролей и в страну, и из страны, разрушили новые организации, среди них можно отметить десять лучших. Во-первых продюсерская компания “Союз”, основанная на базе звукозаписывающего российского монстра стала активно организовывать концерты исполнителей, на чью музыку у звукозаписывающей студии “Союз” есть права, затем компания АРС, которая, планировала в этом году провести концерты таких мировых знаменитостей как Bon Jovi, Eros Ramazzoti, подорвала себе репутацию, не совершив намеченные планы, также компания АРС в этом году является организатором музыкального фестиваля “Песня-95”. Следующая организация которая занимает достойное место в списке продюсерских компаний это российское отделение компании PolyGram, затем идут менее известные организации как “Партия”, “Jeff Records”, “ART Line Entertainment”. Особое внимание заслуживают еще две продюсерские компании это организованная пару месяцев назад компания ISF Promotion, которая организовала концерты таких звезд с мировым именем как Boney M, Baccarra, Vanilla Ice, и организация Samant, выходцы из которой и создали ISF Promotion. Организация Samant известна профессионалам концертной деятельности, эта организация сделала возможным визит Монсеррат Кабале, единственный концерт которой проходил в Государственном Кремлевском Дворце, а также гастроли Хосе Каррераса, Джо Коккера, шведской группы Roxette и многих других звезд ночной жизни мира. Что же касается гастролей симфонических и камерных оркестров, то в 1995 году можно отметить несколько:

4 ноября 1995 года государственный камерный оркестр “Виртуозы Москвы” закончил гастроли по Италии. Сейчас коллектив находится в Испании. 6 ноября Спиваков сыграл сольный концерт в городе Мурсия. В ноябре оркестр гастролировал по Франции. В программе были произведения Баха, Шуберта, Брамса.

Также в конце первой недели ноября в Москву возвратился государственный камерный “Вивальди-оркестр” под руководством Светланы Безродной. Коллектив провел большой тур по США: за 2 месяца было дано 33 концерта. Три программы включали “Времена года” Вивальди, “Воспоминание о Флоренции” Чайковского, “Ночную серенаду” Моцарта, “Ададжио” Альбиони и др. произведения. Одну из программ Светлана Безродная называет “333”. В ней прозвучали Бранденбургский концерт Баха № 3, Дивертисмент Моцарта № 3 и Соната Россини № 3. Оркестр проехал по США в общей сложности около 11 тысяч километров. Турне началось и закончилось в Чикаго, пройдя через 18 штатов, среди которых Массачусетс, Огайо, Аризона. это второй тур “Вивальди-оркестра” по США. 2 года назад коллектив дал 44 концерта, представив 4 программы и проехав по восточному побережью около 10 с половиной тысяч километров. Тогда маршрут начался и закончился в Нью-Йорке.

“Солисты Москвы” и Юрий Башмет все-таки выступили в Израиле. В связи с трагическими событиями в Израиле гастроли камерного оркестра “Солисты Москвы” и его художественного руководителя Юрия Башмета, намеченные на 5-12 ноября, оказались на грани срыва. По последним сведениям, полученным от одного из организаторов гастролей, концерты все-таки состоялись с опозданием на один день.

Художественный руководитель Лиссабонского оркестра, португальский дирижер Мигел Граса Моура дал в России несколько концертов с российскими оркетсрами. 6 ноября в Конгресс-Холле Центра международной торговли Мигел Граса Моура продирижировал Симфоническим оркестром Министерства Обороны России. Гастроли Мигеля Граса Моуры организованы Росинтерфестом при участии Министерства культуры. Также 2-го ноября завершился музыкальный фестиваль “Панорама Музыки”, приуроченный к Седьмому съезду композиторов России, почетным гостем которого был Моура.

Дмитрий Хворостовский выступил с гастролями в Сан-Францизско с 20 ноября по 5 декабря 1995 года. Также Хворостовский вместе с Михаилом Аркадьевым выступил 5 декабря в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Стержнем гастрольной программы были произведения Георгия Свиридова. Вернувшись в Россию музыканты приняли участие в фестивале музыки выдающегося русского композитора, которому исполнилось 80 лет. Их концерт прошел 8 декабря в Большом зале Московской консерватории.

2. Уменьшение роли государственных источников финансирования в жизнеобеспечении филармонических жанров.

3. Резкое повышение значимости инициатив самих музыкантов. Когда исполнитель эксплуатирует свое имя, расширяет зону своей профессиональной деятельности и становится из пиансиста или скрипача дирижером, как М. Плетнев, В. Спиваков.

4. Отмирание концерта рядового перед концертами-презентациями, фестивалями и гала-представлениями, посвященными важным политическим событиям или празднествам. Это касается также и филармонические жанры.

5. Отмирание клубов и Домов Культур как структур, не только поддерживающих многочисленные ранее самодеятельные коллективы, но и выступающие в роли прокатных филармонических площадок. Многие клубы передаются коммерческим структурам. За один только ноябрь 1995 года в Москве прошел всего один концерт в Доме Культуры. 12-летний джазовый пианист Яков Чашников поставил блестящую точку в концерте, который провел для детей-сирот Благотворительный фонд Владимира Спивакова. Концерт состоялся 4 ноября 1995 года в ДК “Пресса”. В нем приняли участие юные музыканты - стипендианты фонда Женя Осокин (виолончель), Настя Алферова (флейта), Юлия Авдеева (фортепиано), маша Чувахина (скрипка), Никита Горев (валторна), Максим Рысанов (альт), Павел Магаев (флейта), Наташа Демина (скрипка), Катя Мечетина (фортепиано). Этот концерт - первый в серии благотворительных акций Фонда Спивакова в пользу детей-сирот.

 

6. Отмирание системы гарантийного и целевого концерта, ранее выполнявших функцию “косвенного” государственного источника финансирования.

7. Творческая и финансовая нерентабельность гастрольных поездок филармонических коллективов внутри страны. Они не окупаются ни с той, ни с другой стороны. Транспортные расходы велики, суточные ничтожно малы, залы пусты, что ни может не отражаться на отношении самих исполнителей к подобным гастролям. За последний год число гастролей филармонических коллективов по стране было ничтожно малым. Однако бывают и приятные исключения. 4 и 5 ноября в Зале Рижской филармонии с успехом прошли концерты московского пианиста Николая Петрова. В первом, сольном, вечере прозвучали сонаты Бетховена, а 5 ноября пианист выступил с латвийским филармоническим оркестром. Дирижировал Норман Шнее. Прозвучала Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. 12 ноября Николай Петров выступил в дневном концерте в Большом зале консерватории. Пианист представит программу из Бетховена.

8. Также одной из тенденции развития филармонического искусства, да и всей культуры в целом можно отметить участие государственных концертных организаций с культурными центрами таких стран как Германия и Франция. 11 ноября 1995 года в Большом зале консерватории открылся фестиваль современной музыки “Московская осень”. Помимо Союза композиторов одним из организаторов фестиваля был немецкий культурный центр имени Гете, который в рамках этого фестиваля привез в Россию ансамбль “Art Pour L’Art”. Ансамбль выступил с программой “Портрет Мауриццио Кагеля”. Одним из авторов концерта был бельгийский композитор Анри Пуссер.

Московский государственный симфонический оркестр под управлением П. Когана планирует исполнить весь цикл симфоний Густава Малера в течение двух сезонов. В нынешний сезон включены пять симфоний и вокальные циклы композитора. Открытие цикла состоялось 9 ноября в Большом зале Московской консерватории. В программе - 1-я симфония и “Песни странствующего подмастерья” (солист Юлий Хоменко, Австрия). Как и все последующие концерты оркестра Павла Когана, этот вечер организован при содействии Посольства Австрии в России и Федерального министерства иностранных дел Австрии.

 

9. Распад многих фольклорных коллективов. Их невостребованное в стране искусство ранее поддерживалось хоть как-то филармониями, а теперь многие из исполнителей в этом жанре вынуждены отделяться от своих коллективов и уезжать “на асфальт” в страны Ближней Европы, где они зарабатывают себе на хлеб игрой в небольших ресторанах или прямо на улице (отсюда и термин, бытующий в их среде - “на асфальт”). При этом они зарабатывают значительно больше, нежели они могли зарабатывать у себя в стране. Ведь чисто фольклорные концерты ныне вообще не в моде, даже номерами фольклорные коллективы участвуют только в юбилейных гала-представлениях и фестивалях и то, скорее как дань устоявшейся традиции, нежели как явление культурной жизни. Правда проводятся иногда какие-то разовые акции, презентации с участием фольклорных ансамблей, но это касается лишь нескольких крупных коллективов: “Русской песни”, хора имени Пятницкого, ансамбля Моисеева и отдельных солистов, работающих в этом жанре - Л. Зыкиной, О. Воронец, В. Девятова. Вот, пожалуй, и все. А остальная часть народных коллективов и исполнителей стоят перед выбором - менять профессию или влачить жалкое существование, или уезжать “на асфальт” за валютой. Конечно, это положение ненормальное, но в нынешней ситуации для исполнителей этого жанра пока ничего более значительного нет. Правда, есть ряд фирм, ассоциаций, которые содержат при себе различные фольклорные коллективы, но их доля ничтожно мала по сравнению с тем числом коллективов, которые могли бы сохраниться, если бы их искусство находило спрос в родной стране не только во время “галочных” фестивалей и презентаций. Ведь если взять в качестве примера Америку, то кантри-музыка там даже соперничает с рок и поп-музыкой, нотам и Ассоциация “Блю Грасс”) (народный стиль кантри) очень заботливо относится к коллективам, работающим в этом стиле. И что самое примечательное, сами американцы, правда, в большинстве белые, с удовольствием посещают концерты Рой Кларка, Джими Мартина, Т. Улисса - своих кантри-исполнителей. Также нужно отметить, что в США для поднятия престижа и стимула музыкантов этого жанра, даже созданы некоторые кантри-музыкальные ежегодные премии.

4 ноября в малом зале консерватории ансамбль солистов “Мадригал” представил программу юмористической и звукоподражательной музыки европейского Возрождения XVI-XVII веков. По словам художественного руководителя ансамбля Люды Давыдовой ансамбль планирует записать эту программу на компакт-диск, однако этот проект нуждается в спонсорской поддержке А сейчас “Мадригал” готовится к Рождеству. В первом концерте абонементного цикла в Концертном зале имени П.И. Чайковского. В нем “Мадригал” представил английские и немецкие рождественские песни. В концерте прозвучит много анонимной музыки, авторы которой не известны.

10. Это подмена государственных организаций, занимающихся зарубежными гастролями, разного рода агентствами, в том числе туристическими, которые играют роль менеджерских контор по прокату некоторой части наших филармонических исполнителей за рубежом. И как это не парадоксально, эти агентства выполняют в этом случае роль пропагандистов отечественного филармонического искусства перед аудиторией, которая большей частью не является активным зрителем филармонических концертов, находясь у себя в стране.

11. Это разнообразие форм собственности в филармонической работе. Обособление муниципальной, частной и акционерной собственности в концертом деле.

12. Одной из тенденций, показывающей упадок филармонического искусства является тенденция к снижению числа работников артистического персонала. В среднем по стране за последние два года число артистов уменьшилось на 31 процент, главным образом за счет Московской государственной филармонии, в которой в 1992 году число артистов составило всего 41% к уровню 1991 года и оказалась на уровне чуть выше половины среднесписочной численности работников этой организации. Отмеченное снижение численности артистических кадров, однако, не носит абсолютного характера - оно коснулось лишь филармоний и сверхкрупных по составу других концертных организаций. В целом же в отрасли с середины 80-ых годов наблюдается устойчивый рост исполнительских сил, причем опережающими темпами в организациях республиканского подчинения. Только за 90-е годы он составил 123%, тогда как на местном уровне - лишь 102%.

13. Организация фестивалей и конкурсов имеет большое значение, как и для молодых, так и для уже зарекомендовавших себя коллективов. В это году было немного, некоторое количество которых хотелось бы отметить:

II фестиваль камерной музыки проходит в Зеркальном Зале Государственного института искусствознания, что в Козицком переулке, с 16 ноября по 28 декабря. В концертах принимают участие певица Наталья Герасимова, контрабасист Рустем Габдуллин и Ансамбль солистов Российского Национального симфонического оркестра, виолончелист Александр Рудин и пианист Сергей Главатских, гобоист Анатолий Любимов, кларнетист Иван Оленчик и фаготист Николай Гуськов, виолончелистка Наталья Гутман (в рамках фестиваля она сыграет дуэтом с Александром Рудиным, который выступит в двух ипостасях - как виолончелист и пианист!), “Брамс-трио”, скрипач Назар Кожухарь и его ансамбль старинной музыки Московской Консерватории, альтист Александр Галковский, а также весь Квартет имени Д. Д. Шостаковича, пианист Николай Петров “Московское трио”. Спонсор фестиваля - Московский Международный центр предпринимательства “Арбатский Клуб”.

II Международный конкурс пианистов имени Сергея Прокофьева прошел в Санкт-Петербурге с 29 ноября по 6 декабря. Председатель жюри конкурса известный российский пианист Владимир Крайнев. В жюри также входила бывшая наша соотечественница пианистка Оксана Яблонская, профессор Берн Гетцке - декан фортепианного факультета Ганноверской Хохшулле, в которой преподает Владимир Крайнер и др.

Молодой кларнетист Евгений Петров, чье имя вписано в Золотую книгу “ХХ век - XXI веку” Международной благотворительной программы “Новые имена”, выступил 14 ноября 1995 года в Малом Зале консерватории. В дуэте с пианистом Валерием Пясецким он представил программу из произведений Сен-Санса, Мендельсона, Дебюсси, Бозза, Мостраса и Розе. В концерте принял участие еще один кларнетист - солист Российского Государственного симфонического оркестр Борис Пурыжский. Вечер проводила продюсерская фирма Вадима Дубровицкого.

Государственные и негосударственные источники финансирования филармонических жанров.

Артисты - концертные исполнители имеют сегодня достаточно широкие возможности для выбора организаций, через которые они могут работать. Речь идет не только о негосударственном (акционерном и частном) секторе. Даже в рамках государственного сектора концертная работа осуществляется посредством организаций, не входящих в ведение Министерства культуры. Проведенный анализ показал, что деятельность активно функционирующих концертных коллективов осуществляется не только за счет фондов культуры крупных предприятий, но и некоторых небольших предприятий, как бы “в складчину” содержащих ансамбли и даже оркестры. Определенную роль в стимулировании такого рода меценатства играет культурная политика муниципалитетов. В концертной жизни активно участвуют также общественные организации, в частности исполнителей и деятелей эстрадного искусства. Наконец, экономические трудности подтолкнули и театры к участию в концертной деятельности.* Еще одним источником негосударственного финансирования , достаточно распространенном на западе, а теперь и у нас, является предоставление льготных кредитов в рублях общественным организациям или частным фирмам, проводящим крупные оперные

_________________________________________________________

* Панорама культурной жизни стран СНГ, Балтии и Закавказья, вып. 5, стр. 8-9, М., Информкультура, 1994.

и филармонические фестивали, имеющие достаточно широкий общереспубликанский резонанс. Но это единичные случаи пока в нашей музыкальной жизни. Анализируя позицию государства в финансировании концертного дела, мы видим, что его усилия обращены по-прежнему к филармоническим жанрам и это, в общем, справедливо. Одними из важных источников негосударственного финансирования являются спонсоры, личные вложения самих музыкантов. Если еще год-полтора назад многие общественные организации, неправительственные фонды, ассоциации, частные компании, фирмы активно вкладывали свои деньги в искусство, то сейчас эта тенденция идет на спад. В начале девяностых годов наиболее популярны были вложения в филармонические жанры, оперное и балетное искусство. Даже для студий популярной музыки, зарабатывающих деньги на эстраде и вкладывающих их в классическое искусство. Таким примером является Центр Стаса Намина, который уже долгое время содержит целый симфонический оркестр, причем не просто периодически спонсируемый, а полностью финансируемый, как самостоятельное подразделение своей организации.

Спонсорство с рекламными целями становится достаточно популярным среди частного бизнеса, если оно связано с крупными культурными акциями анонсирующимися по телевидению. Минута в самое “смотрибельное” время может стоить достаточно дорого, и многим компаниям выгоднее выделить деньги на проведение каких-то культурных акций, проводимых музыкальной редакцией телекомпании, нежели изготавливать ролики и оплачивать еще потом эфирное время.

Что же касается государственных источников финансирования филармонических жанров, то он один - дотация, которая предоставляется некоторым, представляющих особую ценность, коллективам. Государство осуществляет денежные вливания только в особо ценные объекты культуры, предохраняя их от полного разрушения. Источников финансирования для осуществления комплексной программы в области культурной политики сегодня государство, к сожалению, не имеет. Но есть также и исключения. Большой театр стал с недавних пор президентским театром, то есть все финансирование этого театра осуществляется правительством России, но даже несмотря на такой прочный тыл, работа этого коллектива отяжелена разными явлениями - прежде всего проблемами, связанными с коллективом. Но когда монополия Григоровича рухнула, из-за которой многие мастера с мировым именем вынуждены были искать себе новые возможности для творчества (речь идет о Б. Покровском и М. Плисецкой), то сразу же на сцену Большого театра вернулись его мастера, поставив первую премьеру. 9 ноября 1995 года в Большом театре России прошла первая оперная премьера сезона. “Хованщину” Мусоргского поставили режиссер Борис Покровский и дирижер Мстислав Ростропович. Художник-постановщик Т. Мурванидзе. Им помогали режиссеры В. Карлачева, А. Масленников, Н. Красноярская, концертмейстеры А. Рассудова, Л. Могилевская, И.

Виннер, ассистент дирижера П. Сорокин, хормейстеры С. Лыков,

А. Степанов, А. Заборонок. В опере выступили В. Огновенко, Л. Дядькова, З. Соткилава, В. Кирнос, А. Короткий, Ю. Нечаев, Т. Тарасова, А. Архипов, О. Биктимиров, Б. Бежко, Н. Низиенко. По словам Мстислава Ростроповича, артисты, в том числе он сам, отказались от многих очень интересных предложений, чтобы полтора месяца для работы над “Хованщиной”. Маэстро провел кроме премьеры еще один спектакль, 11 ноября, а после его отъезда за пульт встал П. Сорокин. Опера ставилась в редакции Д.Д. Шостаковича, полностью соответствующей намерению Ростроповича-дирижера сделать эту оперу без единой купюры и каких-либо изменений авторского замысла (ранее в Большом театре опера ставилась в редакции Римского-Корсакова). Музыкальное вступление к опере - “Рассвет на Москве-реке” - имеет символическое значение: петровские реформы несли России “свет” новых преобразований. Этой же картиной заканчивается опера и в редакции Шостаковича, как бы выражая надежду на счастливое будущее России. Генеральные репетиции, на которых присутствовала публика, проходили 6 и 7 ноября, а премьеры прошли в назначенные дни - 9 и 11 ноября. Модест Петрович Мусоргский работал над “Хованщиной” в течение 9 лет - с 1872 года до своей смерти, но так и не успел ее закончить. Опера не имеет литературного первоисточника. Мусоргский писал музыкальные фрагменты на собственный текст, соединяя их по намеченному сюжету. Редактированием и инструментовкой оперы после смерти Мусоргского занялся Николай Андреевич Римский-Корсаков. В его редакции присутствуют значительные купюры и иные правки авторского текста.

Развитие частных звукозаписывающих компаний, специализирующихся на классической музыке.

Если раньше в России существовала только лишь одна звукозаписывающее предприятие “Мелодия”, которое являлось государственным, то уже в 1995 году можно назвать по меньшей мере десять звукозаписывающих компаний, которые выпускают музыку, в основном, естественно, популярную и рок - так как именно эти два вида являются наиболее денежными, но также иногда и классическую. Среди этих компаний можно выделить следующие: “Anima Vox, APEX Ltd., APEX Records Co. Ltd., AVA-Records, “АСТОРА”, Fenix Entertainment, “ЗеКо”, Compact Disk Ltd, Company CD Ltd, которая только в октябре 1995 года выпустила два альбома с произведениями, которые исполнял Федор Шаляпин, Коминформ-Центр, Ладъ, NP-Records, PolyGram Russia, RCD (Russian Compact Disk), Russian Digital Music (RDM) и Студия “Союз”. Государственная классическая капелла под руководством Евгения Алмазова недавно сделала запись “Времен года” Вивальди в аутентичной редакции, практически не исполнявшейся в России. Запись сделана малым составом, использованы барочные инструменты, смычки и струны. Запись велась в Рахманиновском зале Московской консерватории. Компакт-диск вышел в совместном производстве российской фирмы “DL Lota” и бельгийской “MD Kontakt”. CD был отпечатан во второй половине ноября. Первый российский диск “Вивальди-концерта”. На фирме “Русский сезон” готовится к выходу компакт-диск государственного камерного “Вивальди-оркестра”. Художественный руководитель этого коллектива Светлана Безродная. Отпечатан CD на фирме “Сони”. Субсидировал акцию “Мостбанк”. Запись сделана в Малом зале консерватории. В CD представлены два концерта Вивальди, сонаты Россини и “Воспоминание о Флоренции” Чайковского. Это первый диск “Вивальди-концерта” вышедший в России (предыдущие три вышли в США). Презентация компакт-диска прошла 4 декабря в Концертном зале имени Чайковского. Состоялся большой концерт, в котором прозвучал 27-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром. Солист - Николай петров. Прозвучали практически не исполнявшийся в России концерт Вивальди для оркестра ре минор, “Вивальдиана” Малипьеро и др.

В этом году юбилеи отметили: государственный духовный оркестр России, которому исполнилось 25 лет. За четверть века он объездил практически всю страну, разделившуюся сегодня на множество независимых государств, а также побывал и в “настоящем” зарубежье. Вечером 15 ноября в Концертном зале имени Чайковского состоялся юбилейный концерт коллектива. Музыкальное радио “Орфей” вело прямую трансляцию с места события. А также симфонический оркестр Ростовской филармонии отметил свое 60-летие. 23 и 24 ноября солистом на юбилейных концертах в Ростове-на-Дону выступил пианист Николай Петров. Дирижировал Равиль Мартынов из Санкт-Петербурга.

В 1995 году большое внимание журналистов привлекала деятельность следующих профессионалов академической музыки: Мстислава Растроповича, Кати Ричарелли, фильм про которую показывали в начале октября по российскому телевидению, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса, “Солистов Москвы”, Юрия Башмета, Валерия Пака, Святослава Рихтера и Виктора Третьякова.

Итог.

В настоящее время, в целом, для концертно-филармонической сферы характерна тенденция к саморазвитию. Использующиеся при этом методы обеспечения функционирования жанров серьезной музыки и фольклора, формируются, в основном, при относительно слабой связи с государственной культурной политикой.

Отдельные субъекты концертной деятельности, в том числе и частные фирмы, и туристические агентства, и концертные подразделения промышленных предприятий, преследуя собственные цели, одновременно способствует сохранению и развитию филармонических жанров.

Наблюдается общая тенденция к увеличению разнообразия форм и способов субсидирования концертно-филармонической деятельности за счет привлечения средств как отдельных юридических лиц, так и разного рода ассоциаций, банков, неправительственных фондов и других коммерческих структур. Наблюдаемое разнообразие является одним из важных методов субсидирования филармонических жанр..

Наша страна имела одну из лучших в мире систему музыкального образования. А скрипичная и фортепианная школа считается просто лучшей в мире. И при должной финансовой поддержке жанров мы могли бы добиться того, что многие наши музыканты возвращались назад.

Другим характерным методом развития филармонических жанров в условиях перехода к рынку является увеличение разнообразия форм собственности филармонических коллективов.

О методах развития филармонических жанров в условиях рыночных отношений, нельзя закончить, не осветив проблему организации самой концертной жизни. Ведь, если шоу-бизнес выстроит свою собственную, негосударственную систему, то в филармонических жанрах государственные организации или развалились, или акционировались, или находятся на гране развала.

В условиях перехода к рынку, действенным механизмом в развитии филармонических жанров может стать именно консолидация всех сил, всех структур в каких-то общественных филармониях как на региональном так и на республиканском уровнях.

Единство финансовых и деловых кругов, всех эшелонов власти, деятелей искусств и различных кругов общественности может стать стабилизирующим фактором в развитии филармонических жанров в современных условиях.

 

 

Литература

 

1. Информационная справка (Об организации концертной деятельности в СССР) М., Министерство культуры СССР, 1988.

2. Информационная справка (Гастрольно-концертная жизнь в СССР), М., Союзконцерт, 1988.

3. Культурная политика в современном обществе. Российский институт искусствознания, М., 1991.

4. Музыкальная академия, вып. 1, 3. М., Советский композитор, 1992.

5. Информационные бюллетени информационного агентства “Турне” 1995.

6. Информационные бюллетени информационного агентства “Интермедия” 1995.

7. Панорама культурной жизни стран СНГ, Балтии и Закавказья, вып. 5, М., Информкультура, 1994.

8. Дипломная работа студента 5-го курса дневного обучения “Развитие Филармонической деятельности в России”.