Горгий и горгианские фигуры

 

Публичная речь была неотъемлемой частью политической жизни Древней Эллады. Для того, чтобы завоевать успех, политик должен был в совершенстве владеть искусством красноречия. Помимо политических деятелей, ораторское искусство в V веке до н.э. активно эксплуатировала новая в афинском обществе группа людей, зарабатывающая на жизнь интеллектуальным трудом. Это были учителя красноречия, сформировавшиеся в недрах софистики, и бравшиеся обучать за довольно высокую плату тех, кто стремился к общественной или государственной деятельности.

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н.э. был Горгий, ученик прославленного сицилийского философа Эмпедокла. Ряд исследователей считает именно Горгия творцом греческой художественной прозы.

Горгий родился в 485 году до н.э. в городе Леонтин, в Сицилии. Прибыв в Аттику в 427 году, в качестве посла Леонтина, терпящего притеснения от соседних Сиракуз, Горгий привёл в восторг афинскую публику своими речами - так искусно до Горгия в Афинах не говорил никто (античная традиция приписывает Горгию применение так называемых “Горгиевых фигур” , суть которых заключалась в привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приемов. Подробнее о “Горгиевых фигурах” будет рассказано ниже.) В результате экклесия[1] отдала предпочтение этому политическому оратору за умение красиво выражать свою мысль. В постановлении экклесии значилось: немедленно оказать леонтийцам военную помощь в борьбе против Сиракуз.

Позднее Горгий объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании Греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, основание которой найдено в прошлом веке во время археологический раскопок) .

Традиция донесла до нас немногое из творческого наследия Горгия. Существует, например, следующий совет оратору: “Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьёзностью” . Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию – “Похвала Елене” и “Оправдание Поламеда” , написанные на сюжеты мифов о Троянской войне.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа – не только практиком, но и теоретиком красноречия. Горгий, окрылённый успехом своих первых речей, открывает в Афинах школу красноречия, в которой за плату обучает юношей из богатых семей говорить и логически мыслить.

Такие учителя назывались “софистами” (в переводе с греческого - “специалист по мудрости” ) . Софистика отказалась от абсолютизации традиций и законов, от наивного мифологизма и выдвинула учение о всеобщей относительности. Истинным для софистов является лишь то, что может быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда забота софистов об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много занимались они происхождением слова (этимологией) и синонимикой.

Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя и вводит ряд средств, известных у нас под названием горгианских фигур. Суть их - в привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приемов, с помощью которых речь оратора становится более убедительной. Так, Горгий применял антитезу (резко выраженное противопоставление понятий) , оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий) , членение предложений на симметричные части, аллитерацию (игру звуками) , ассонансы (повторение в стихе сходных гласных звуков) , созвучие окончаний в предложении.

Созвучия окончаний сопрягали одинаковые по своей грамматической форме слова, расставляя их по концам синтаксических отрезков. Подобный способ выражения оценивался как черта приподнятого стиля, например, у Горгия: “Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена?” (из речи “Похвала Елене” , перевод С. Кондратьева) .

По свидетельству греческого историка Филострата, Горгий вызывал восторг вовсе не как судебный или политический оратор, а как мастер торжественного (эпидиктического) красноречия. Именно Горгию принадлежали поразившие слушателей Олимпийская речь на празднествах в Пифийском храме и надгробное слово в память афинян, павших на войне (обе речи не сохранились) . Эти речи способствовали не столько выражению симпатий или лести по отношению к тому или иному политическому деятелю, но посвящались пропаганде определенной идеологии или образа жизни.

Главным поприщем, на котором совершенствовал себя мастер парадного красноречия, было умение хвалить. От софистов V века до н.э. тянется нить опытов этого искусства, охватывающего все многообразие предметов от самых простых (похвала горшкам, мышам, камешкам - ученик Горгия Поликрат) до самых престижных (похвала городу, правителю) . Умение хвалить предполагало три вещи: умение придать словесной ткани эффектное благозвучие (как хвалить) , умение найти в объекте ценность, заслуживающую похвалы (за что хвалить) и умение сделать предмет похвалы близким слушателю (для чего хвалить) . Овладевая этим умением, риторы V - IV вв. до н.э. создали непререкаемую норму достоинств стиля и подняли нравственные ценности полиса на ту притягательную высоту, на которой они оставались еще многие столетия.

Дошедшие до нас сочинения Горгия “Похвала Елене” и “Оправдание Паламеда” как раз являются образцами политического красноречия. Написаны они на мифологический сюжет, и как утверждает сам Горгий в заключительных строках “Елены” , это произведения есть лишь “игра ума” : “Что в речи сначала себе я поставил, тому верным остался; попытавшись разрушить поношения несправедливость, общего мнения необдуманность, эту речь я захотел написать Елене во славу, себе же в забаву” .

Для своей “Похвалы” Горгий не случайно избирает тему, достаточно распространенную в греческой культуре того времени. Его современник Еврипид в трагедии “Елена” старался оправдать гомеровскую виновницу Троянской войны, опираясь на версию Стесихора, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены Спартанской, в то время как верная жена Менелая дожидалась его в Египте.

В отличие от него Горгий не стал изменять мифологическую версию “жизнеописания” Елены, а дал ей новую оценку. Секрет оратора заключался в умении перетолковывать факты и придавать им неожиданную окраску.

Т. А. Миллер, анализируя творчество Горгия, пишет, что “он применил особый прием, который сводился к тому, что явления реальности распределялись по двум противоположным полюсам, и от того, насколько удавалось оратору подвести предмет под определённую категорию и соответственно поместить его на том или ином полюсе, зависела его оценка” . Этот прим становится любимым приёмом Горгия. “В фокус внимания писателя попадали не изолированные объекты, а сразу два предмета, каждый из которых был наделен признаками, противоположным признакам своего напарника” . Фраза, открывающая “Елену” , звучит так: “Славой служит городу смелость, телу - красота, духу -разумность, речи приводимой - правдивость; всё обратное этому - лишь бесславие” .

“Созвучие слов, вынесенных в начало и конец фразы и отличающихся друг от друга лишь отрицательным префиксом, делает прозрачно ясной полярную противоположность понятий, а строго выдержанная однотипность перечислений подчеркивает смысловое единство признаков...” В основной части речи вместо изложения фактов из жизни Елены Горгий предлагал слушателю взглянуть на неё с совершенно новой стороны. Поведение Елены не описывается в конкретных подробностях, а воспроизводится в виде моделей: Елена, по мнению Горгия, была “или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена” .

Миллер, продолжая исследовать речь Горгия, отмечает: “Способ реабилитации героини прост и схематичен: устанавливается система зависимости между антиподами “сильный-слабый” , и каждая из причин помещается в разряд “сильных” , так что Елена должна автоматически занять место на противоположном полюсе, т.е. в числе слабых или неповинных жертв насилия...” С помощью “игры контрастами” , которой пользовался Горгий, можно было доказывать диаметрально противоположные вещи, стоило найти для искомого предмета ряд оппозиций” .

Таким образом, мы видим, что Горгий в полной мере владел искусством слова и внес неоценимый вклад в развитие античного ораторского искусства. Многие ораторские приёмы, которые разработал Горгий, используются в риторике и в наши дни.

 

Использованная литература:  

Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. M., 1980,

Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М., 1998.

Сборник “Ораторы Греции” . М., 1985.


[1] Народное собрание, на котором решались вопросы о войне и мире, об отношениях с другими государствами, о праве высылки, выбирались должностные лица.