Прирождённые гении
Каждый человек хотя бы раз задает себе вопрос: «Чего мне удалось достичь за свою жизнь? Чего я добился?». И чем человек старше, тем более болезненным может быть ответ на него. Когда перед глазами есть множество примеров более молодых и более успешных коллег, волей-неволей задумаешься о том, что можно было бы добиться гораздо большего.
Если вы уже перешагнули определенный возрастной рубеж, и многие возможности закрыты навсегда, но вы до сих пор не совершили ничего значительного, стоит ли смириться с тем, что вы «посредственность» или «неудачник»? Профессор Чикагского университета Дэвид Гэленсон считает, что этого ни в коем случае не стоит делать. Согласно его теории, существует два типа гениев. И, возможно, вы тоже гений, просто пока об этом не знаете.
Природа гения
Существует мнение, что абсолютно каждый из нас обладает определенным талантом. А то, насколько полно он раскроется, зависит от того, будем ли мы его развивать. Пример Дэвида Гэленсона может служить подтверждением этой вдохновляющей идеи. Этот скромный профессор экономики имел хорошую репутацию в профессиональных кругах, но не мог похвастаться каким-либо выдающимся достижением. Он изучал экономику труда, в частности устанавливал взаимосвязи между возрастом и продуктивностью, возрастом и ценой рабов в колониальной Америке. Но однажды он решил применить регрессионный анализ, стандартный статистический инструмент исследования зависимостей, чтобы проверить, существует ли взаимосвязь между возрастом художника и ценностью его работ. И в 55 лет сочетание знаний в области экономики, любви к искусству, настойчивости и любопытства принесли ему известность.
Гэленсон начал с того, что исследовал творческую карьеру 42 американских художников, живших примерно в одно время. Для каждого из художников он построил график, где горизонтальная ось обозначала возраст, а вертикальная – стоимость работ, согласно данным аукционов. Развесив на стене 42 графика, профессор экономики увидел, что все они делятся на две группы. В первом случае пик стоимости работ художников приходился на начало карьеры, после которого следовал постепенный спад. В эту категорию попали Энди Уорхол, чье самое дорогое произведение было создано в 33 года, Фрэнк Стелла (в 24 года), Джаспер Джонс (в 27 лет) – то есть те, чья творческая карьера достигла своего пика в годы молодости. Все, что они создали позднее, было оценено уже не столь высоко. Во втором случае стоимость работ с течением жизни художника постепенно увеличивалась, а пик приходился на зрелый или даже преклонный возраст. В эту категорию попали Виллем де Кунинг, чья самая дорогая работа была создана им в 43 года, Марк Ротко (в 54 года), Роберт Мозервелл (в 72 года).
Чтобы проверить свою теорию, Гэленсон решил рассмотреть помимо цены и другие критерии. Он вместе с несколькими помощниками собрал книги по истории искусств и проранжировал работы в порядке упоминаемости и значимости, положившись на мнение искусствоведов. Сопоставив возраст художника и значимость созданных им произведений, он вновь получил аналогичные графики двух типов. Одни художники создали множество блестящих творений в возрасте 20-30 лет и лишь несколько в более поздний период своей жизни, а другие, наоборот, свои лучшие работы написали в зрелые годы, причем с возрастом количество работ увеличивалось.
Тогда Гэленсон приступил к изучению биографий людей искусства, нанизывая качественную «плоть» на количественный «скелет». И в этот момент его теория ожила. Два типа гениев – это два типа людей абсолютно разного склада и мироощущения. Открытие Гэленсона было столь удивительно, что он посвятил все свои силы развитию теории. Итогом его изысканий стали две книги «Painting Outside the Lines: Patterns of Creativity in Modern Art» (2001) и «Old Masters and Young Geniuses: The Two Life Cycles of Artistic Creativity» (2006).
Концептуалисты и экспериментаторы
Тех, кто добивается успеха в молодости, Гэленсон назвал «концептуальными инноваторами». К этой категории относятся поэты Томас Элиот (написавший «Любовную песню Дж. Альфреда Пруфрока» в возрасте 23 лет и «Бесплодную землю» в 34 года), Эзра Паунд (85% его произведений написаны в возрасте 20-30 лет) и Сильвия Плат. Сюда же можно отнести писателя Германа Мелвилла, режиссера Орсона Уэллса.
Тех, кто добивается успеха в зрелом возрасте, Гэленсон назвал «экспериментальными инноваторами». К этой категории относятся поэты Уоллес Стивенс, Роберт Фрост (92% его произведений были написаны после 40 лет) и Уильям Карлос Уильямс, писатель Марк Твен, скульптор Огюст Роден, режиссер Альфред Хичкок.
Эти две категории гениев совершенно по-разному строят креативный процесс. Наиболее яркие представители двух полюсов гениальности – Пабло Пикассо и Поль Сезанн. Пикассо – «концептуальный инноватор», родоначальник революционного кубизма. Свое наиболее выдающееся, по мнению искусствоведов, произведение, картину «Авиньонские девушки», он написал в возрасте 26 лет. Безусловно, он является автором и многих других замечательных творений, но 40% из них были созданы им до 30. Пикассо тщательно обдумывал идею произведения до того, как приступить к работе. После этого он мог уверенно воссоздать ее. «Концептуальные инноваторы» обычно точно знают, чего хотят, и что делают. Они по-другому смотрят на привычные вещи и часто нарушают правила, ломают стереотипы. Со стороны иногда кажется, что их идеи ниспосланы свыше, а сами они пребывают в параллельной реальности. К сожалению, их судьба нередко трагична. Нередко они умирают молодыми. Но даже если не умирают, создав нечто значительное в молодости, они всю оставшуюся жизнь вынуждены соревноваться с самими собой, пытаясь превзойти свои же собственные достижения.


Великие концептуалисты
Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби», 29 лет
Пабло Пикассо «Авиньонские девушки», 26 лет
Орсон Уэллс «Гражданин Кейн», 26 лет
Майя Лиин, Мемориал в память о павших в войне во Вьетнаме, 23 года
Вольфганг Моцарт «Женитьба Фигаро», 30 лет

В отличие от Пикассо Сезанн медленно шел к успеху, постепенно совершенствуя свою технику. Наиболее ценные работы Сезанна были созданы им в возрасте 67 лет. Лишь 2% его более или менее известных работ приходится на возраст 20-30 лет, 60% были созданы после 50 лет. Сезанн редко заранее представлял свое будущее творение. Он выяснял, что именно рисует, в процессе непосредственно рисования.
В то время как Пикассо сразу подписывал свои работы, Сезанн подписал менее чем 10% из них. Он редко был уверен в том, что творческий процесс завершен и больше не потребуется доработок. «Экспериментальные инноваторы» используют метод проб и ошибок, они терпеливы и уважают традиции. Они живут в реальном мире и добиваются успеха благодаря собственному трудолюбию. Их талант проявляется как следствие обобщения чужого опыта и непрерывное оттачивание своей техники.


Великие эксперименталисты
Марк Твен «Гекльберри Финн», 50 лет
Фрэнк Ллойд Райт «Дом над водопадом», 70 лет
Людвиг ван Бетховен, «Симфония №9», 54 года
Поль Сезанн, «Черный замок», 64 года
Альфред Хичкок «Головокружение», 59 лет

Развивая свою теорию, Гэленсон также выяснил и другой интересный факт. Поколения «концептуальных инноваторов» и «экспериментальных инноваторов» сменяют друг друга. Например, ведущие американские художники, родившиеся между 1900-м и 1920-м годами, создали свои лучшие работы после 50 лет. Художники, родившиеся между 1920-м и 1940-м годами, создали свои наиболее ценные работы до того, как достигли 30-летия. Молодые гении приходят на смену старым мастерам, которые вновь сменяют их, развивая и совершенствуя захватывающие открытия.
Если рассматривать теорию Гэленсона применительно к русской литературе, то Льва Толстого, написавшего «Войну и мир» в 40 лет и «Анну Каренину» в 48 лет, и Александра Солженицына, создавшего «Один день Ивана Денисовича» в 44 года и опубликовавшего «Архипелаг ГУЛАГ» в 55 лет, можно считать представителями категории «экспериментальных инноваторов». А, соответственно, Михаила Лермонтова, написавшего «Бородино» в 23 года и «Героя нашего времени» в 26 лет, и Александра Пушкина, ставшего автором «Кавказского пленника» в 22 года и окончившего «Евгений Онегин» в 31 год, можно отнести к категории «концептуальных инноваторов».
Теория Гэленсона, безусловно, небезупречна и при желании в ней можно найти слабые места. Сам же Гэленсон говорит, что его теория отражает тенденцию, а не строгий закон. Ярко выраженные «концептуальные инноваторы», чья творческая карьера подобна вспышке, а судьба драматична, находятся на одном полюсе. Ярко выраженные «экспериментальные инноваторы», кто создает нечто удивительное после преодоления рубежа своего 50-летия, находятся на противоположном полюсе. А между ними существуют более умеренные представители обоих типов гениев.
Гении бизнеса
Заслуга Гэленсона состоит в том, что его теория может помочь каждому индивидууму, вне зависимости от рода его занятий, лучше понять себя и мир и найти в нем свое место. Он выделил паттерны, которые применимы не только к миру искусства, но и к науке, технологиям, бизнесу. Вспомните «концептуальных инноваторов» Марка Андреессена, основателя Netscape, создателя Napster Шона Феннинга, «отца» Microsoft Билла Гейтса, создавшего компанию в возрасте 19 лет. К категории «экспериментальных инноваторов» можно отнести главу Intel Крейга Барретта, президента eBay Мег Уитман, руководителя General Motors Ричарда Вагонера, Сэма Уолтона, который создал Wal-Mart в возрасте 44 лет после многолетнего опыта работы в ритейле.
Если пристально присмотреться к российскому бизнесу, то и здесь можно найти примеры концептуалистов и экспериментаторов. «Концептуальным инноватором» можно назвать Аркадия Воложа, создавшего компанию CompTek в 25 лет, а поисковую систему Яндекс в 33 года, и Евгения Чичваркина, создавшего холдинг «Евросеть» в возрасте 23 лет, причем по его утверждению, идея создания компании к нему «пришла из ноосферы». А вот Владимира Мельникова, основавшего компанию «Глория Джинс» в возрасте 40 лет, и Дмитрия Зимина, инициировавшего создание компании «Вымпелком» в 59 лет, можно уверенно отнести к «экспериментальным инноваторам» в бизнесе.
Существует мнение, что талант – врожденное качество, которое рано и ярко проявляется. Фактически слово «гений» часто используется в качестве синонима слова «вундеркинд». То есть считается, что если ты не проявил таланта в детстве, то и в будущем этого уже не произойдет. Но кто готов утверждать, что, например, Сезанн или Толстой не имели врожденных талантов? А из этого следует, что и все те, кто «не блещет» талантами сейчас, возможно, просто медленно, но уверенно, продвигается к успеху, чтобы завтра совершить нечто великое.
Успех компаний во многом зависит от креативности и инноваций. И теория Гэленсона может быть применима как для создания благоприятных условий для рождения новых идей внутри компании, так и для разработки грамотной карьерной стратегии отдельными людьми. Если люди и организации научатся лучше понимать себя и друг друга, верно оценивать свои сильные и слабые стороны, учиться выбирать более естественный для себя путь развития, это поможет использовать ресурсы каждого наиболее эффективным способом.
Не стоит требовать от молодых гениев слишком многого после того, как они совершили прорыв. Необходимо более внимательно относиться к тем, кто настойчиво, вдумчиво и неторопливо идет к созданию новой великой инновации. Хотя очевидно, что существует соблазн использовать теорию Гэленсона в качестве оправдания для лени и средства повышения самооценки, можно все же попробовать честно разобраться в себе, ответив на несколько вопросов.
Вы полагаетесь на планирование больше, чем на импровизацию?
Вам больше нравится изучать теорию, а не факты?
У вас есть яркие идеи, которые вы пытаетесь реализовать на практике?
Вы цените самоконтроль больше, чем спонтанность?
Вы сначала обдумываете главный принцип, а затем детали?
Если вы ответили на большинство вопросов утвердительно, то вы, скорее всего, относитесь к категории «концептуальных инноваторов». Чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, вам необходимо принимать новые вызовы. Избегайте застоя, для вас он может быть губителен. Вам не обязательно ориентироваться на стереотип стремительной карьеры. Возможно, вы сможете совершить прорыв, применив свои подходы и идеи к новой области. Изменение сферы деятельности способно вывести вас на качественно новый уровень. Вы можете повысить личную эффективность, используя метод мозгового штурма с последующим детальным планированием. И старайтесь по-новому взглянуть на своих более медлительных и внимательных к деталям коллег и подчиненных. Возможно, они просто оттачивают мастерство, чтобы в один прекрасный день объявить о рождении блестящей идеи.
Вы полагаетесь на импровизации в большей степени, чем на планирование?
Вы учитесь на чужих примерах и собственном опыте?
Для вас важно попробовать сделать нечто своими руками?
Вы цените спонтанность выше, чем самоконтроль?
Вы откладываете принятие решения, чтобы исследовать новые альтернативы?
Если вы ответили на большинство ответов утвердительно, вас, скорее всего, можно отнести к категории «экспериментальных инноваторов». Возможно, медленное движение, шаг за шагом, является для вас более естественным и коротким путем к выдающимся результатам. Не опускайте руки, глядя на успехи «концептуальных инноваторов», которые добиваются быстрых и блистательных результатов. Ваша сила заключается в оттачивании мастерства в избранной области, поэтому резкие изменения в плане карьеры едва ли приблизят вас к успеху. Будьте терпеливы по отношению к коллегам и руководителям, которые, на первый взгляд, кажутся поверхностными, импульсивными и эгоцентричными. Возможно, завтра они изменят мир.
Оригинальный текст Дэвида Гэленсона «Young Geniuses and Old Masters: The Life Cycles of Great Artists from Masaccio to Jasper Johns» в формате pdf можно скачать здесь.
При подготовке статьи использованы материалы University of Chicago, Business 2.0, Wired
Мария Пикалова, E-xecutive