К.П.Брюллов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Вехи жизненного пути
Начало творческого пути. Поездка в Италию
Портрет 1820 и первой половины 1830-х годов
Портреты петербургского периода
Последние годы творчества Заключение
Список литературы
 
 
 
Введение
Карл Павлович Брюллов – талантливый художник 19 века, подаривший миру великие творения. Его картины хранятся в Русском музее Петербурга, во Франции, Италии, Германии. Во время своего жизненного пути он познал славу и триумф. Он был современником великих людей. Это и Пушкин, и Тропинин, Крылов, Гоголь, Шевченко. Сам Пушкин посвятил ему стихи. Брюллов ушел работать как одержимый. Именно благодаоя труду и таланту появились на свет его полотна: УПоследний день ПомпеиФ, УВсадницаФ, УНарциссФ, УНочь над РимомФ, УВечерФ, УИтальянское утроФ и другие. Благодаря своему своенравному характеру, он смог отказать в заказе на портрет самому Николаю I, отказался писать портрет жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой.
Его жизнь наполнена творческими взлетами и исканиями, неудачами в личной жизни и бурными страстями, и колоссальным трудом, без которого данный ему талант от природные обрел бы той грани дарования, которая позволила сотворить призведения высочайшего искусства.
Основные задачи данного реферата:
Изучить творческий и жизненный путь великого художника К.П. Брюллова.
Раскрыть истоки его дарования и вдохновения, побудившие создать полотна высочайшей культуры (а именно – его портреты).
Описать его творческие искания и стремления в ходе выполнения своих знаменитых шедевров.
Определить тот колоссальный вклад, который внес К.П. Брюллов в развитие русского искусства.
Искусство художника остается существовать столетия. Сменяются поколения, политические режимы, власть, а картины существуют. В них хранится мысль художника, чувствуется его нетленная душа. Именно это и привлекает тысячи людей в галереи и музеи. Каждый человек стремится познать гармонию мира, созерцая полотна великих художников.
 
 
Вехи жизненного пути.
Брюллов Карл Петрович (1799 – 1852) – известный живописец, мастер портретного жанра. Первым учителем художника был его отец, скульптор-орнаментист. С 1809 г. учился в Петербургской Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова, закончил академию в 1822 г. с золотой медалью. В 1823 – 1835 гг. работал в Италии, приобрел известность как портретист. Великолепны его портреты и картины: УВсадницаФ (1832 г.), УЮ.П. Самойлова с воспитаницей и арапчонкомФ (1832 – 1834). Писал эскизы и картины на мифологические и исторические темы, жанровые – на тему жизнь итальянских крестьян. Самая известная – УИтальянский полденьФ (1827). Главное произведение Брюллова – УПоследний день ПомпеиФ. Над огромным полотном (размером 456x651 см) художник работал в течение трех лет. В нем ему удалось сохранить традиции академизма. Тем не менее, картина, благодаря стремлению Брюллова к психологической правде и исторической достоверности, попытки представить многообразные переживания массы людей в момент бедствия, произвела на публику ошеломляющее впечатление.
В дальнейшем ряд задуманных Брюлловым больших исторических композиций (в том числе и картина УОсада ПсковаФ, 1839-1947) не получил окончательного воплощения. Художник продолжал оставаться великолепным мастером портретного жанра, о чем свидетельствуют портреты Н.В. Кукольника (1836), В.А. Жуковского (1837-1838), И.А. Крылова (1839) и другие. Одним из лучших в позднем творчестве художника считается портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью (до 1842 г.).
Занимался Брюллов и педагогической деятельностью. В 1836 г. он получил звание профессора второй степени (в 1846 г. – профессор первой степени). Преподавал в Академии художеств. Учиться у Брюллова считалось за честь, так как преподаватель он был замечательный, был заинтересован в успехе каждого ученика.
Здоровье у Брюллова ухудшалось и в 1849 г. он отправился на лечение за границу. Побывал в Германии, Англии, Испании. Умер в Италии от сердечного приступа, похоронен на римском кладбище.
 
 
Начало творческого пути. Поездка в Италию
Возникший в 1821 году конфликт между А. Н. Олениным и Карлом Брюлловым был лишь предлогом для молодого художника выразить свое отношение к реакционной политике, насаждаемой в Академии. В свете общественного движения, развивавшегося в России, разрыв Брюллова с Олениным получил принципиальное значение. Целеустремленный и решительный, Брюллов оставил не только Академию, но и родительский дом, чтобы освободиться от строгой отцовской опеки. Он поселился вместе с Александром Брюлловым во временной мастерской Исаакиевского собора, куда был привлечен для работы его брат архитектор. Чутко отзываясь на запросы современности, молодой Брюллов не мог остаться в стороне от новых веяний.
Двадцатые годы XIX века ознаменовались в истории России усилением крепостнической реакции. Правительством Александра I были использованы все средства для защиты феодальных прав крепостников. Деятельность Аракчеева, Фотия, Голицина, Шишкова. Магницкого, Рунича и других являлась проявлением политики мракобесов, глушивших малейшее проявление свободолюбивой мысли. Но реакционные мероприятия крепостников не могли подавить освободительного движения России, которое крепло и развивалось.
Эти вопросы определили платформу декабристов. Декабристы выдвинули не только социально-политическую, но и эстетическую программу. Свое яркое выражение она нашла в романтизме. Его последовательными приверженцами были поэты-декабристы — К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Ф. Глинка, писатели и критики А. Марлинский, О. Сомов и другие.
Романтические теории пропагандировали в своих журналах УМосковский телеграфФ и УМосковский вестникФ молодой Н. Полевой и М. Погодин. С развернутой программой романтизма выступил в 1823 году О. Сомов, автор брошюры УО романтической поэзииФ, и А. Галич, издавший в 1825 году книгу УОпыт науки изящногоФ. Романтизм получил столь широкое распространение в 1820-х годах.
Борьба с бесправием народа приняла в России особо острый характер. Русский романтизм развивался под прямым воздействием освободительного движения декабристов. В центре их программы стоял вопрос о крепостничестве. Он обострил внимание романтиков к народу, его жизни и характеру. Это определило реалистическую основу романтизма России, столь отличного от романтизма Англии и особенно Германии.
Русские романтики не создали произведений, овеянных революционным пафосом, подобно Делакруа или Рюду. Но полные горячего сочувствия к подневольной судьбе народа, мечтая о грядущей свободе, они одухотворили свое искусство высокими гуманистическими идеалами.
Многие положения, развиваемые романтиками, были подняты еще в XVIII веке русскими просветителями. Но теперь они определялись своеобразием нового, высшего этапа дворянско-освободительного движения. Романтизм был дальнейшим шагом вперед по пути развития художественного познания.
В романтическом направлении наметились два крыла: прогрессивное и консервативное. Их противоречия обострялись по мере развития в России освободительного движения. Если для представителей прогрессивного лагеря романтизм был знаменем борьбы с отжившими устоями крепостничества, то для консервативного служил средством отрешения от действительности.
Приобщение к жизни народа; изучение его быта и нравов, было следствием демократических взглядов романтиков на задачи искусства. Выступления русских романтиков были направлены против теории украшения природы. В отличие от классицистов они требовали расширения объекта изображения. В понятие прекрасного должны были войти не только УизящныеФ, но и УнеизящныеФ, стороны жизни.
Прогрессивным было положение романтиков о необходимости Уместного колоритаФ, УхарактераФ. В исторической картине художник должен был передать особенности времени, в портрете сохранить индивидуальные черты модели, в пейзаже воспроизвести конкретную местность. Но изображал ли романтик рядового человека, скромный уголок природы, батальную схватку или бытовую сцену, он наделял их такой силой лирических чувств, что все повседневное становилось поэтически преображенным.
Романтики подчеркивали новаторский характер своей программы, прогрессивность се идейно-художественных положений. Противопоставление личности обществу, свойственное романтикам, имело различное содержание у прогрессивного и консервативного направления. Для прогрессивных романтиков оно означало культ сильной личности, способной повести решительную борьбу с отжившими устоями современного общества. В свои реалистические положения романтики вносили и ограничительные черты. Порицая сторонников классицистической эстетики за установление определенных границ изящного, они также пришли к нормативной системе. Возвышенно-прекрасное романтики понимали лишь как необычное, исключительное явление в природе или состояние человека.
Эстетика 1820-х годов получила в следующем десятилетии свое дальнейшее развитие. Ожесточенней стали споры о целях и задачах искусства, нагляднее различия художественных направлений.
Брюллов не был членом тайных обществ, хотя близко знал братьев Бестужевых и продолжал интересоваться их