Федеральное агентство по образованию
филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования-
Всероссийского заочного финансово экономического института
в г. Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Геополитика»
Вариант 15

Выполнила: студентка 3 курса
факультета МиМ
специальности ГМУ
группы дневной
Шевченко Е. С.
н.л. д. 07 мгб 03331
Проверила: Баринова В. И.
Тула 2009 г.
Введение
В третье тысячелетие мир вошел, имея в своем геополитическом багаже, с одной стороны, богатый опыт, а с другой – понимание того, что уже в ближайшие годы предстоит выстроить новую систему международных отношений, во многом не отвечающую накопленному опыту. Вместе с тем контуры формирующейся системы международных отношений отнюдь не очевидны, да и выбор между потенциально возможными моделями не так уж и широк.
В настоящее время мир переживает кризис идеалов европоцентризма. Появляются многочисленные альтернативные концепции.
Распад СССР положил конец биполярному миру. Россия потеряла позиции, которые занимал СССР. Сейчас же Россия утрачивает возможность влиять на образовавшиеся, на постсоветском пространстве государства.
План.
c.
1. Введение……..………………………………………………………….2
2. Вопрос 1. Раскройте содержание концепции евроцентризма, и покажите ее геополитическую роль……………………….…………………4
3.Вопрос 2. Раскройте геополитические последствия распада СССР..9
4. Практическое задание. Используя шкалу мощи государств, определить геополитический вес Великобритании в мировом пространстве…………………………….………………………15
5. Список литературы…………………………………….……………...16
Вопрос 1. Раскройте содержание концепции евроцентризма, и покажите ее геополитическую роль.
В последние десятилетия государственной верхушкой СССР и Российской Федерации принимается сложившаяся на Западе идеологическая конструкция, называемая евроцентризмом. Евроцентризм — это идеология Запада, возникшая вместе с капитализмом в недрах протестантского мироощущения. Евроцентризм настаивает на том, что все культуры и народы проходят неизбежно один и тот же путь и отличаются лишь стадией развития. Следовательно, весь мир должен следовать за Западом — иных вариантов нет.
Евроцентризм так же был актуален в России в послесоветский период когда общество находилось на распутье и определяло путь своего развития, политики, проникнутые идеологией евроцентризма, утверждали, что ответ на этот вопрос есть, его открыла Европа. Их лозунг: «Следуй за Западом — это лучший из миров»¹.
Европоцентризм европейским гуманитарным наукам был свойственен изначально. Одним из факторов, повлиявших (хотя и не сразу) на отход от евроцентризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики был культурный шок, пережитый европейской культурой при встрече с «чужими» культурами в процессе колониальной и миссионерской экспансии 14 – 19 веков.
Французские просветители выдвинули идею расширения географических рамок истории, воссоздания всемирной истории, выхода за рамки европоцентризма. Одним из первых был Вольтер. Гердер, активно изучавший неевропейские культуры, стремился изложить вклад всех народов в культурное развитие.
Однако на следующем этапе развития европейской исторической мысли, у Гегеля именно идея всемирной истории оказывалась сопряжена с идеями европоцентризма — только в Европе мировой дух достигает самопознания.
1.Кара-Мурза С. Г. Евроцентризм — эдипов комплекс интеллигенции — М.: Алгоритм, 2002.
Заметный евроцентризм был свойственен и концепции Маркса, которая оставляла открытым вопрос о соотношении азиатского способа производства с европейскими — античным, феодальным и капиталистическим.
Концепция Евроцентризма имела место в период «холодной войны» (США и страны западной Европы опирались на нее, чтобы оправдать политику освобождения от коммунизма). Последуйшее экономическое развитие Европейских стран, лишь подтверждало истинность евроцентризма.
В настоящее время появились многочисленные альтернативные концепции. Примером может быть классификация цивилизаций, предложенная Тойнби. Евразийцы, например ,Н. С. Трубецкой, полагали необходимым и позитивным преодоление евроцентризма. Евроцентризм активно критиковался в востоковедении и социальной антропологии при изучении первобытных культур (Ростоу).
В современной России идеология европоцентризма характерна для значительной части «либеральной» интеллигенции. Согласно С. Г. Кара-Мурзе, европоцентризм (или, как он его называет, евроцентризм), базируется на нескольких устойчивых мифах.
Как и все крупные цивилизации, западноевропейская цивилизация в процессе своей консолидации активно использовала религиозный фактор. Евроцентризм как идеология включает в свою структуру миф христианизма Запада как той матрицы, которая предопределила социальный порядок, тип рациональности и культуру Запада в целом. В зависимости от исторической конъюнктуры этот миф подавался в самых различных вариациях или вообще приглушался (например, во время Французской революции отношение к церкви определялось лозунгом «Раздавить гадину!», а сегодня говорится, что Запад — не христианская, а иудео-христианская цивилизация). Важно, что христианство представлено как формообразующий признак западного человека — в противопоставлении «мусульманскому Востоку». Для создания такого образа идеологам пришлось немало потрудиться. Да и не только идеологам, а и европейским художникам, приучающим публику к мысли, что в Святом семействе все были сплошь блондинами.
(кстати)
Для России этот миф имеет особое значение, поскольку в нем ставится под сомнение «законность» восточного христианства — Православия. Вопреки всем историческим фактам большинство философствующих российских демократов говорят как о фатальной исторической ошибке о принятии Русью христианства от Византии и, таким образом, «выпадении» из христианской цивилизации.
Сегодня в опалу попало не только Православие, но и другая консервативная (хотя и не такая «реакционная») ветвь христианства — католичество. Здесь даже очень прогрессивный папа Римский не помогает. В то время как в философии и истории на все лады обсуждается благотворная роль протестантизма (например, в развитии европейской науки).
Другим базовым мифом евроцентризма является созданная буквально «лабораторным способом» легенда о том, что современная западная цивилизация является плодом непрерывного развития античности (колыбели цивилизации). Эта легенда соответствующим образом преломляется во всех основных исторических планах. В области социально-экономической она предстает как история «правильной» смены формаций и непрерывного прогресса. Здесь по мере развития производительных сил первобытнообщинный строй сменяется рабством, которое уступает место феодализму, а после, в ходе научной и промышленной революции — капитализму.
Но сама схема мифологична. Древняя Греция не была частью Запада, она была неразрывно связана с культурной системой Востока. А наследниками ее в равной мере стала варварская Западная Европа (через Рим) и восточно-христианская, православная цивилизация (через Византию). Более того, этот античный миф вначале был вообще развит в противовес мифу христианскому.
Атак же :
Вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и