Тематика контрольных работ
по философии
(Часть 1)

Методические указания по выполнению контрольной работы
При изучении дисциплины «Философия» студентам необходимо выполнить две контрольные работы соответственно по 1-ой и 2-ой частям курса в течение двух семестров. Контрольная работа является важнейшим видом самостоятельного изучения студентами системы философского знания.
Выбор темы контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента:
Студент выбирает по своему усмотрению любую из двух указанных тем. Определившись с номером темы, студенту необходимо внимательно ознакомиться с вопросами темы, обстоятельно изучить всю рекомендованную к теме литературу, материалы лекций и КОПРы. В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями философии, а также применять их в процессе теоретических рассуждения и обосновании своих мировоззренческих позиций. В ходе раскрытия содержания вопросов темы студенту важно обнаружить умение творчески мыслить, решать разнообразные философские проблемы и показать достаточно высокий уровень философской культуры.
Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на первой странице контрольной работы. Ответы на вопросы темы должны быть, по возможности, полными, носить развернутый характер. Контрольная работа предполагает наличие введения, основной части и заключения. Изложение темы должно носить самостоятельный характер. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, приниматься не будет.
Обратите внимание на правильное оформление текста контрольной работы. Его рекомендуется представлять в печатном виде. Если это по каким-либо причинам невозможно, то текст контрольной работы должен быть написан аккуратно, четким, разборчивым подчерком. Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице. Если в тексте приводятся цитаты, они должны содержать ссылки на источники.
При выполнении практического задания (3-ий вопрос темы) студенту необходимо показать умение систематизировать и анализировать материал изученной темы и творчески применять его при решении вопросов, содержащихся в практическом задании.
В конце текста контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату написания работы и свою подпись.
Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц печатного текста.
По итогам выполнения контрольной работы, проводится собеседование и проставляется зачет.
Студент, не выполнивший контрольную работу и не получивший по ней зачета, к сдаче экзаменационного зачета или экзамена не допускается.


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
(1 – я часть: разделы I – III)
Раздел I. Предмет и специфика философского знания.
Тема 1. Предмет и специфика философского знания
1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания.
2. Основные вопросы философии.
3. По каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов: Конфуций, Лао-цзы, Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.
1. Следует дать определение философии, раскрыть социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и объяснить основные элементы системы философского знания (онтология, гносеология, логика, социальная философия, философская антропология).
2. Необходимо объяснить основные вопросы, которые изучает философия: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; эмпиризм и рационализм; вопрос о познаваемости мира.
3. При выполнении задания следует иметь в виду, что имеется множество оснований для классификации названных философов: философы Востока и Запада; Индии, Китая, России, Англии, Франции, Германии; материалисты и идеалисты; диалектики и метафизики и т.д. От студента в данном случае требуется творческий подход и необходимая эрудиция.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
Джеймс У. Введение в философию. – М.: Республика, 2000
Дильтей В. Сущность философии. – М.: Интрада, 2001
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001
Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004
Тема 2. Диалектика и метафизика
1. Диалектика и метафизика.
2. Историческое развитие диалектики как метода познания.
3. Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля.
1. Необходимо раскрыть понятия диалектики и метафизики. Но главная задача заключается в том, чтобы на конкретных примерах, взятых из истории философии, показать эти методы познания «в действии». Например, диалектику как метод можно показать на примерах философии Гераклита, Гегеля и других философов. Метафизика как метод познания отчетливо проявляется в философии Нового времени.
2. Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение основных этапов развития диалектики: античность, немецкая классическая философия, марксизм.
Необходимо раскрыть основные черты диалектики Гегеля и диалектики марксизма. При объяснении различия между ними необходимо прежде всего иметь в виду, что одна из них является идеалистической диалектикой, вторая – материалистической диалектикой.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974
История диалектики – М.: Мысль, 1978
Материалистическая диалектика. – М.: 1979
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001
Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004
Тема 3. Материализм и идеализм
1. Материализм и идеализм.
2. Исторические формы материализма.
3. Покажите различие между метафизическим и диалектическим материализмом, используя знания из истории философии.
1. Прежде всего, необходимо раскрыть понятия «материализм» и «идеализм». Далее на конкретных примерах, взятых из истории философии, показать различие между ними.
2. Необходимо остановиться на основных формах материализма в историческом развитии философской мысли: античный материализм, метафизический материализм Нового времени, диалектический материализм.
3. При ответе на вопрос следует обратиться к учениям конкретных философов материалистического направления. Такими философами могут быть, с одной стороны, представители философии Нового времени, с другой – марксистской философии.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М.: 1971
Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001
Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004
Философский энциклопедический словарь . – М.: 1986 (Статьи: идеализм, материализм)
Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли.
Тема 4. Восточная философия
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.
2. Основные школы и направления древнекитайской философии.
3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.
1. Следует раскрыть содержание основных школ и направлений древнеиндийской философии: брахманизм, философия эпического периода, неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.
2. Необходимо раскрыть содержание основных школ философии Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа сторонников Инь и Ян.
3. При выполнении задания следует прежде всего иметь в виду противоречия между: материалистами и идеалистами в философии Древнего Востока; ортодоксальным и неортодоксальным направлениями в Древней Индии; представителями конфуцианства и легизма в Древнем Китае. Задача студента состоит в том, чтобы раскрыть эти противоречия и объяснить их роль и значение.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
История китайской философии. – М.: Прогресс, 1989
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). М.: 1996
Китайская философия и современная цивилизация. – М.: 1997
Радхакришнан С. Индийская философия. Т.I, СПб «Стикс», 1994
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высшая школа, 2003
Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. – М.: 1955
Философия: Энциклопедический словарь – М.: 2004. (Статьи: индийская философия, китайская философия)
Тема 5. Общая характеристика античной философии
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности.
2. Развитие диалектических идей в античной философии.
3. Дайте сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций). В чем состоят их различия и сходство?
1. Прежде всего следует вспомнить, что такое материализм и идеализм. Далее необходимо на конкретных примерах показать основные формы материализма и идеализма античности.
2. Развитие диалектических идей в античной философии можно показать на примере таких философов, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. При этом важно объяснить различие между объективной и субъективной диалектикой и то, каким образом это различие отразилось в философии античности.
3. Различия меду восточной и западноевропейской философскими традициями следует искать на путях сравнения различных типов познания (медитация и рационализм); различных типов отношений между человеком и окружающей его социальной и природной средой (установка на адаптацию, приспособление к среде и установка на ее изменение, преобразование). Следует вспомнить характеристику восточной философии К. Юнгом в качестве «интровертивной» философии. Будет полезно подумать, почему Гегель писал, что «философия в собственном смысле начинается на Западе». Кроме того, студенту следует рассмотреть восточную и западную философские традиции с точки зрения утверждения в них таких принципов как коллективизм и индивидуализм.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.
Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.
Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997.
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 6. Проблема первоначала в античной философии
1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности.
2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности.
3. Изложите учение о первоначале в философии античных атомистов? Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки?
1. Прежде всего необходимо дать понятие материализма. После этого следует на конкретных примерах рассмотреть, как решался вопрос о первоначале всего сущего у основных представителей античного материализма.
2. Вначале необходимо дать понятие идеализма и показать специфику идеализма объективного и идеализма субъективного. Далее на конкретных примерах надо показать решение вопроса первоначала у основных представителей античного идеализма.
3. При выполнении этого задания следует иметь в виду тот факт, что учение об атоме как предельной, далее неделимой элементарной частице продерждалось вплоть до конца 19 века. И только открытие в 1897 г. Джозефом Томсоном электрона показало сложную структуру самого атома.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.
Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.
Концепции современного естествознания/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: 2003
Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997.
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 7. Философия Платона
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона.
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке.
3. Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой. Дайте развернутый ответ.
1. Прежде всего объясните смысл таких философских понятий, как «онтология» и «гносеология». После этого необходимо раскрыть основные положения учения Платона о бытии и познании. В первом случае важно показать характер и роль «идей» («эйдосов»). Во втором – необходимо раскрыть роль «припоминания» в теории познания Платона.
2. В этом вопросе необходимо иметь в виду, что все формы государственного правления у Платона делятся на «правильные» и «неправильные». Необходимо показать, в чем состоит критерий «правильности» формы правления и формы государства, почему тирания является самой неправильной, а аристократия – самой правильной формой государственного устройства. Объясните, почему у руля государства, по Платону, должны стоять философы (или «такие правители, которые хорошо философствуют»).
3. При выполнении задания необходимо объяснить такие понятия, как «объективная диалектика» и «субъективная диалектика». Следует проанализировать, в какой степени каждый из названных философов (Гераклит, Сократ, Платон) развивал «диалектику вещей» и «диалектику понятий».
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.
Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.
Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997
Философия. Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Платон. Сочинения в т.3. – М.: Мысль, 1968-1972
Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. – М.: 1992
Тема 8. Философия Аристотеля
1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля.
2. Учение Аристотеля о человеке и государстве.
3. В чем состоят сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве?
1. Необходимо прежде всего объяснить смысл таких философских понятий как «онтология» и «гносеология». После этого надо раскрыть основные положения учения Аристотеля о бытии. В этом вопросе важно не забывать о диалектике (взаимопереходах) формы и материи в учении философа. Следует также раскрыть его концепцию о причинах и движении. При рассмотрении учения о познании необходимо раскрыть основные формы познания по Аристотелю, его концепцию соотношения первой и второй сущностей.
2. Необходимо прежде всего объяснить, в чем выражается, по Аристотелю, сущность человека, потому что именно здесь Аристотель делает глубокие выводы и поныне не утратившие свое значение. Раскрывая вопрос о государстве, следует обратить внимание на то, что лежит в основе учения о государстве в философии Аристотеля, какие формы государственного правления и по какому принципу выделяет Аристотель, какая философия государственного устройства является наихудшей, а какая наилучшей.
3. При выполнении задания, необходимо вспомнить, в чем состоит коренное отличие между методами Платона и Аристотеля; каково соотношение государства и человека в их учениях? В этой связи желательно объяснить, почему наихудшая форма государства у Платона и Аристотеля одна (тирания), а наилучшие – различные (в первом случае – аристократическая, во втором – полития). При рассмотрении вопроса о сходстве и различии учений рассматриваемых философов о человеке следует вспомнить определения сущности человека у Платона (человек – существо «восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях») и Аристотеля (человек: а) общественное (политическое) животное; б) существо, способное к умственной деятельности, разумное).
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.
Аристотель. Сочинения в 4 т. – М.: Мысль, 1975-1981
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.
Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.
Концепции современного естествознания/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997.
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 9. Средневековая философия
1. Концепции мира и человека в философии средневековья.
2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии.
3. Покажите преемственность в развитии философии: античная философия – томизм – неотомизм.
1. По данному вопросу следует обратить внимание прежде всего на то, что важнейшей особенностью средневековой философии является теоцентризм (от греч. theos – бог), который оказал сильнейшее влияние на все мировоззрение средневековых философов, в том числе и на их представления о мире и человеке. Более конкретно этот вопрос следует раскрыть на примере учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
2. Проблема соотношения знания и веры занимала важное место в философии средневековья. Поставленный вопрос можно раскрыть на примере Августина Блаженного и Фомы Аквинского. При раскрытии сущности «спора об универсалиях» важно рассмотреть не только содержание этого спора, но и объяснить, почему он возник и принял такую острую форму. Покажите, какая из сторон спора примыкает ближе к материализму, а какая – к идеализму.
3. При выполнении задания необходимо показать:
а) влияние античной философии на философию томизма (от лат. Thomas- Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. При этом следует иметь в виду, что томизм ориентировался более всего на Аристотеля, на использование его учения при доказательстве своих выводов. Это наглядно проявилось, например, в учении о человеке как единстве души и тела, которому душа дает «субстанциональную форму». В этой связи заметим, что подобно Аристотелю Фома Аквинский во всем сущем различает «субстанцию» (сущность) и «акциденции» (то, что не имеет самодовлеющего существования, то что является случайным).
б) Необходимо показать связь томизма и неотомизма. Здесь следует иметь в виду, что неотомизм в своей сущности является обновленным томизмом, в котором возрождаются основные категории философии Фомы Аквинского, такие как «бытие», «сущее», «существование», «форма» и «материя» и др.
Литература
Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004
Боргош Ю. Фома Аквинский – М.: 1974
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) – М.: 1996
Котарбиньский Т. Спор об универсалиях в средние века//Избр. произв. – М.: 1963
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003
Спиркин А.Г. Философия. – М.: 2001
Философия. Университетский курс. – М.: 2003
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 10. Философия эпохи Возрождения
1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?
1. Прежде всего необходимо показать общий социо-культурный фон, на котором развивалась философия эпохи Возрождения. При рассмотрении конкретных вопросов и положений представителей гуманистической мысли Ренессанса следует не упускать из вида, что гуманизм данной эпохи, провозглашая достоинство личности, вместе с тем идет рука об руку с индивидуализмом и эгоизмом. При рассмотрении социально-философской мысли этого периода необходимо обратиться к таким мыслителям, как Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения связана с именами Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Н. Кузанского, Дж. Бруно. При изложении вопроса важно показать не только сущность естественнонаучных взглядов философов, но также их вклад в развитие философии. В частности, это ярко проявилось в развитии диалектики Н. Кузанским на основе новых идей в естествознании. Следует также показать, в чем состоит пантеизм мыслителей этого времени.
3. При выполнении задания следует вспомнить основные идеи античной философии и сравнить их с наиболее существенными положениями философии Возрождения. Речь идет, в частности, о таких понятиях, как «материализм», «диалектика», «гуманизм», «движение» и т.д.
Литература
Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) – М.: 1996
Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М.: 1978
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 11. Философия Нового времени
1. Эмпиризм философии Нового времени.
2. Рационализм философии Нового времени.
3. Назовите основные социально–политические концепции в философии Нового времени? В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?
1. Ответ на вопрос следует начать с осмысления того, как развитие естествознания, связанное с научной революцией Нового времени, повлияло на философскую мысль этого периода; почему вопросы гносеологии выдвинулись здесь на передний план. Далее надо объяснить само понятие «эмпиризм» и рассмотреть его актуальность для философии Нового времени. Это можно сделать на примере Ф. Бэкона. Хотя на позиции эмпиризма в этот период стояли также Т. Гоббс и Дж. Локк.
2. Рационализм философии Нового времени можно показать на примере философских взглядов Р. Декарта. При этом следует иметь в виду его учение о врожденных и приобретенных идеях, об интеллектуальной интуиции. Покажите, как связан рационализм Декарта с его дуализмом. Не забудьте, что на позиции рационализма в этот период стояли также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц.
3. Основные социально-политические концепции в философии Нового времени представлены именами Т. Гоббса и Дж. Локка. Оба они разрабатывают теорию общественного договора, оба отталкиваются от естественного состояния общества. Однако между их концепциями имеются существенные различия по вопросу о государстве, о правах и свободах личности. Надо не только показать эти различия, но и объяснить различные социально-политические последствия реализации их теорий: одна из них расчищает путь к тоталитаризму, другая – к демократии.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред.проф.В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.
Гоббс Т. Избранные произведения. – М.: 1964. Т.1-2.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). – М.: 1996.
Локк Дж. Сочинения. В 3 т. – М.: 1985-1988.
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: Высшая школа, 2003.
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 12. Философия эпохи Просвещения
1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.
3. Раскройте социально–философское значение Французского Просвещения.
1. Прежде всего необходимо дать общую характеристику философии Французского Просвещения. Покажите в чем состоит антиклерикальная направленность этой философии и что понимали французские просветители под «естественной религией». Особое внимание при изложении взглядов философов данной эпохи следует обратить на раскрытие концепции механистического материализма.
2. Ответ на второй вопрос необходимо начать с концепции человека в философии Просвещения. Вопросы его прав и свобод в этот период занимают умы таких мыслителей, как Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах. Объясните, что общего по вопросу о природе человека и его сущности содержится во взглядах философов просветителей и каким образом выразился механистический материализм этих философов применительно к пониманию сущности человека. Раскройте основные социально-философские воззрения философов Просвещения.
3. При выполнении задания необходимо обратить особое внимание на то, что значение Французского Просвещения прежде всего определяется следующими моментами:
- разработкой идеи гражданского общества;
- разработкой идеи суверенной личности и обоснования естественных прав человека;
- подготовкой духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;
- утверждением преобразования мира на основе разума (практический рационализм).
Студенту необходимо раскрыть по крайней мере все названные моменты, показывающие социально-философское значение Французского Просвещения.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая, книга вторая). – М.: 1996.
Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. – М.: Мысль, 1991.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. –М.: 1998.
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Французское просвещение и революция. – М.: 1989
Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. – М.: СПб, 1997
Тема 13. Философия И. Канта
1. Теория познания И. Канта.
2. Этическая концепция И. Канта.
3. В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический» и «критический». Объясните, каково различие между ними.
1. При рассмотрении теории познания И. Канта необходимо прежде всего обратиться к его работе «Критика чистого разума». В связи с этим важно объяснить, что такое, по Канту, априорное знание и почему оно не может быть получено из опыта. Далее следует раскрыть учение философа о чувственности (и ее всеобщих формах – пространстве и времени), о рассудке и чистом разуме. При рассмотрении этих вопросов не обойтись без объяснения таких категорий гносеологии Канта, как «явление», «вещь в себе» («вещь сама по себе»), «антиномии» и другие.
2. Ответ на вопрос предполагает, изложение основных положений этической концепции И. Канта. Необходимо иметь в виду, что здесь главная задача философа состоит в обосновании свободы, ценности и автономии личности. Но вместе с тем, эта индивидуальная свобода предполагает у него равную меру свободы других людей. Эта мысль выражена с наибольшей силой в категорическом императиве Канта, на который следует обратить особое внимание. Отметим также, что этическую концепцию философа нельзя полноценно раскрыть, не затронув проблему Бога.
3. Выполнение задания предполагает объяснение специфики периодов в творчестве И. Канта. В связи с этим при рассмотрении первого («докритического») периода необходимо обратиться к работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). При объяснении специфики второго («критического») периода следует обратиться по крайней мере к таким работам как «Критика чистого разума» и «Критика практического разума».
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: 1998-2004
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: 1973
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986
Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII в. – М.: 1997
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). – М.: 1996
Кант И. Сочинения в шести томах. Т.3. Критика чистого разума. – М., 1964
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: 1989
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 14. Философия Г. Гегеля
1. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. Гегеля.
2. Диалектика Гегеля.
3. Раскройте соотношение между методом и системой философии Гегеля.
1. Прежде всего важно объяснить, что такое «тождество» мышления и бытия. У Гегеля это означает единство мышления и бытия, при ведущей роли мышления. В этом тождестве все предопределено и обусловлено мышлением, которое выступает как демиург, творец бытия. Студенту следует раскрыть это тождество на конкретных примерах.
2. Необходимо объяснить, что такое диалектика и каков вклад в ее развитие и утверждение внес Гегель. Важно остановиться на основных категориях и законах гегелевской диалектики. Обратите внимание на то, что отличает идеалистическую диалектику (Гегеля) от материалистической диалектики (марксизма).
3. При выполнении задания необходимо начать с характеристики гегелевского метода и гегелевской философской системы. Важно постоянно иметь в виду, что они между собой неразрывно взаимосвязаны: философский метод Гегеля проявляется через его философскую систему, а самым главным основанием последней является именно диалектический метод Гегеля. Обратите внимание прежде всего на гегелевскую «триаду», включающую в себя: 1) тезис – 2) антитезис – 3) синтез. В конечном счете студент должен показать, в чем проявляется главное противоречие между диалектическим методом Гегеля и его замкнутой системой.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: 1998-2004
Быкова М.Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. – М.: 1996
Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. – М.: 1987
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). – М.: 1996
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: 1989
Маркс К. Тезисы о Фейербахе.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.3.
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 15. Марксистская философия
1. Теоретические предпосылки философии марксизма.
2. Основные положения диалектического материализма.
3. Объясните различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса.
1. К теоретическим предпосылкам марксисткой философии относятся прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Следует охарактеризовать обе названные предпосылки, отметив при этом их сильные и слабые стороны. Только в этом случае будет ясно, что философия марксизма возникла не как простое объединение диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, а как принципиально новая философская концепция – диалектический материализм.
2. Философией марксизма является диалектический материализм, представляющей собой новый исторический этап развития философской мысли. При ответе на вопрос необходимо показать, в чем состоит специфика и новизна философии диалектического материализма в онтологии, гносеологии, в философском осмыслении наиболее общих принципов развития и функционирования общества и человека.
3. При выполнении задания прежде всего следует вычленить основные черты материализма Л. Фейербаха, его достоинства и недостатки. С критикой этих недостатков и связано отличие марксистского материализма (диалектического материализма) от фейербаховского материализма.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: 1998-2004
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая, книга вторая). – М.: 1996
Маркс К. Тезисы о Фейербахе.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.3.
Митрохин Л.Н. Маркс и Фейербах//Философия религии. – М.: 1993
Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.: 1992, Т.2.
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 16. Философия науки
1. Общая характеристика философии науки.
2. Неопозитивизм и постпозитивизм.
3. Раскройте преемственность и различие следующих философских концепций: позитивизм – неопозитивизм - постпозитивизм.
1. В первом вопросе следует обратить внимание на понятие «философия науки» и его интерпретацию. Важно показать теоретические предпосылки философии науки и в этой связи этапы развития позитивизма.
2. Вопрос о неопозитивизме и постпозитивизме является центральным для данной темы, поэтому на нем следует и сосредоточить основное внимание. При рассмотрении неопозитивизма необходимо указать прежде всего те общие положения, которые свойственны всем представителям этого направления. Важно также раскрыть те недостатки, с критикой которых связан переход от неопозитивизма к постпозитивизму. Вторая часть ответа как раз и должна содержать анализ взглядов представителей последнего направления.
3. При выполнении задания рекомендуется охарактеризовать специфику каждой из стадий развития позитивизма и сравнить их между собой с точки зрения преемственности и специфики. При этом важно не упустить из вида объяснения таких понятий, категорий и принципов, как эмпиризм, аналитическая философия, логический позитивизм, принцип верификации, физикализм, критический рационализм, принцип фальсификации и другие.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: 1998-2004
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая, книга третья). – М.: 1998
Кун А. Структура научных революций. – М.: 1977
Никифоров А.Я. Философия науки: история и методология. – М.: 1998
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: 1983
Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: 2000
Философия науки/Под ред. Лебедева С.А. Учебное пособие для вузов. – М.: 2006
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М.: 2006
Тема 17. Философия жизни. Философские аспекты психоанализа
1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения.
2. Философские аспекты психоанализа.
3. Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения названных авторов).
1. Прежде всего следует дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность. Далее можно показать характерные особенности и принципы этой философии на примере наиболее ярких ее представителей, например, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.
2. Рассмотрение психоанализа следует начать с учения З. Фрейда. Прежде всего необходимо остановится на тех причинах, которые обусловили возникновение данного учения. Далее следует раскрыть основные положения и принципы теории Фрейда и, что особенно важно, их философский смысл и значение. При рассмотрении философских аспектов психоанализа важно не упускать из вида и тот вклад, который внесли в разработку данной проблематики последователи Фрейда.
3. Для выполнения задания необходимо взять какое-либо из произведений Ф. Ницше, выбрать из него два-три характерных положений и прокомментировать их. То же самое относится и к З. Фрейду. Названия произведений содержаться в списке рекомендуемой литературы. Однако можно взять и другие работы названных авторов.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3 изд. – М.: 2004
Бергсон А. Творческая эволюция. – М.: 1997
История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая, книга третья). – М.: 1998
Ницше Ф. Сочинения в 2 т. – М.: 1990
Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Сартрт Ж.-П. Сумерки богов. – М.: 1989
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Ясперс К. Ницше и христианство. – М.: 1994
Тема 18. Экзистенциализм. Философская герменевтика.
1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма.
2. Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики.
3. Приведите характерные высказывания из каких-либо произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики и прокомментируйте их.
1. Раскрытие вопроса следует начать с общей характеристики экзистенциализма как философии человеческого существования. При дальнейшем изложении вопроса необходимо обратить внимание на такие важные для этой философии проблемы, как смысл человеческого существования, проблема свободы и ответственности человека, проблема человеческого отчуждения и другие.
2. Начните с общей характеристики философской герменевтики. При дальнейшем изложении вопроса необходимо обратить особое внимание на следующие аспекты: герменевтика как искусство понимания; онтологическое направление в философской герменевтике; что такое герменевтический круг; каково отношение представителей герменевтики к истине.
3. Для выполнения задания необходимо взять какое-либо из произведений экзистенциалистов, выбрать из него два-три характерных положений и прокомментировать их. То же самое относится и к философской герменевтике. Названия произведений можно взять из списка литературы или выбрать по собственному желанию.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд. М.: 1998-2004.
Гадамер Г. Истина и метод. – М.: 1991.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья). – М.: 1998.
Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М.: 2004.
Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: 1991
Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.
Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. – М., 1989.
Проблемы человека в западной философии. – М.: 1988
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: 1995
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 19. Постмодернизм. Современная религиозная философия
1. Основные положения и принципы постмодернизма.
2. Главные направления современной религиозной философии.
3. Выразите свое отношение к философии постмодернизма. Дайте свою оценку высказыванию К. Маркса: «Религия есть опиум народа».
1. Следует начать с общей характеристики постмодернизма. После этого необходимо показать становление и сущность этой философской школы. Раскройте понятие «деконструкция» в философии постмодернизма. Охарактеризуйте основные черты «ситуации постмодерна».
2. Дайте общую характеристику современной религиозной философии. После этого раскройте основные положения и проблемы ее отдельных направлений: неотомизма, неопротестанства, исламской философии, буддизма.
3. Выполнение задания предполагает творческое осмысление рассматриваемых в данной теме философских направлений и проблем. В той части, которая касается постмодернизма, следует иметь в виду прежде всего ее внутреннюю противоречивость. Эта философия пытается апеллировать к разуму и доказать свои положения посредством его, вместе с тем изначально отрицая научную состоятельность самого разума. В той части, которая касается религиозной философии, следует выразить собственное мнение по поводу приведенного широко известного высказывания К. Маркса.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд.: М. – 2004
Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. – М.: 1998
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М.: 2004
Кимелов Ю.А. Философия религии. – М.: 1998
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб: 2000
Митрохин Л.Н. Философия религии. – М.: 1993
Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. – М.: 1998
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 20. Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники.
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика.
2. Славянофилы и западники.
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и западников и прокомментируйте их.
1. Ответ на вопрос предполагает характеристику основных этапов развития русской философии, начиная с XI века. Выделите эти этапы, назовите главных представителей философских школ и направлений, относящихся к тому или иному этапу. Охарактеризуйте каждый из них.
2. Дайте общую характеристику славянофильства и объясните, какое направление, по вашему мнению, было более (или менее) прогрессивным и почему. Изложите свою точку зрения по вопросу о наличии (или отсутствии) в современной России западников и/или славянофилов.
3. Для выполнения задания можно воспользоваться любыми разработками славянофилов и западников. Наиболее видными представителями их являются, с одной стороны, А.С. Хомяков, с другой – А.И. Герцен. В списке прилагаемой литературы поэтому указаны именно эти философы.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Философия: Учебник/Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮРИСТЪ, 2005
Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М.: 1994
Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. – М.: 1990
Герцен А.И. Избранные философские произведения. В 2 т. – М., 1946
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.1991
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая и третья). – М.: 1996, 1998
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Хомяков А.С. О старом и новом. – М., 1988
Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – М.: 1994
Тема 21. Русское почвенничество
1. Основные положения философии Ф.М. Достоевского.
2. Основные положения философии Н.Я. Данилевского.
3. Раскройте вклад представителей почвенничества в развитие мировой философской мысли.
1. Ответ на вопрос предполагает, прежде всего, раскрытие проблемы человека в философии Ф.М. Достоевского. Именно с этой проблемой связана характеристика философских идей Достоевского в качестве экзистенциалистских. При изложении темы необходимо затронуть такие вопросы, как отношение Достоевского к идеям западников и славянофилов, проблема свободы и ответственности человека, значение и смысл «русской идеи» у Достоевского, проблема «человекобога» и «Богочеловека» (проблема «сверхчеловека») в творчестве философа и другие.
2. При изложении вопроса следует прежде всего раскрыть концепцию культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. При этом следует иметь в виду, что эта теория явилась антитезой существовавшим европоцентристским историческим концепциям. Ответ на вопрос предполагает также раскрытие проблемы «Россия и Европа» в творчестве Данилевского.
3. Взгляд представителей почвенничества в развитие мировой философской мысли определяется прежде всего творчеством Ф.М. Достоевского и Н.Я. Данилевского. В этой связи необходимо, во-первых, раскрыть вклад Достоевского в обоснование и развитие концепции экзистенциализма; во-вторых, вклад Данилевского как создателя теории культурно-исторических типов (первого варианта «теории локальных цивилизаций»). При этом необходимо отметить, что Данилевский был предшественником О. Шпенглера и А. Тойнби, которые разрабатывали свои варианты «теории локальных цивилизаций».
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Философия: Учебник/Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮРИСТЪ, 2005
Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М.: 1994
Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. – М.: 1990
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы/Полн. собр. Соч. в 30 т. Т. 14, 15 – М.: 1976
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.1991
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая и третья). – М.: 1996, 1998
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – М.: 1994
Тема 22. Русский космизм
1. Основные положения русского мистического космизма.
2. Основные положения представителей русского космизма, опирающихся на естествознание.
3. Раскройте специфику русской философии по сравнению с восточной и западноевропейской философскими традициями.
1. Идеи русского космизма разрабатывали такие мыслители, как Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Необходимо дать общую характеристику этого направления и показать особенности учений каждого из философов. Особое внимание следует уделить отцу русского космизма – Н.Ф. Федорову.
2. Помимо названных выше философов концепцию космизма разрабатывали также такие выдающиеся ученые естествоиспытатели, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Необходимо дать общую характеристику этого направления в русском космизме и показать особенности учений каждого из философов.
3. При рассмотрении специфики русской философии следует (по крайней мере) остановиться на ее следующих особенностях:
- критика рационализма западноевропейской философии;
- связь русской философии по большей части с религиозным мировоззрением;
- постоянное обращение к человеку, его мыслям, чувствам и нуждам;
- связь русской философии с жизнью общества и с русской историей;
- осмысление того, что является «русской идеей»;
- утверждение изначального единства космоса, природы, человека и Бога в русской религиозной философии;
- поиск синтеза индивидуального и общественного, утверждение идеи соборности;
- большое разнообразие школ и направлений в русской философии.
При выполнении задания необходимо объяснить эти специфические черты русской философии, желательно привети примеры.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Философия: Учебник/Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮРИСТЪ, 2005
Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М.: 1994
Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. – М.: 1990
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы/Полн. собр. Соч. в 30 т. Т. 14, 15 – М.: 1976
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.1991
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая и третья). – М.: 1996, 1998
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Федоров Н.Ф. - Сочинения. – М.: 1995, т. 1, 2
Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – М.: 1994
Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. – Тула, 1986
Тема 23. Экзистенциалистские идеи в русской философии
1. Вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма.
2. Основные положения экзистенциализма в работах Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова.
3. Перечислите философские школы и направления, существовавшие в русской философии. Назовите их представителей и дайте краткую характеристику.
1. В первую очередь надо дать общую характеристику философии экзистенциализма. После этого можно переходить к раскрытию основных экзистенциальных идей и положений Ф.М. Достоевского: смысл человеческого существования, свобода и ответственность, свобода и счастье, концепция сверхчеловека, борьба добра и зла (бога и дьявола) в человеке, человек и общество, человек и Бог и другие.
2. Необходимо объяснить, почему Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова относят к представителям экзистенциализма. Далее следует показать основные экзистенциалистские идеи, которые содержатся в учениях Бердяева и Шестова.
3. При выполнении задания необходимо иметь в виду, что школ и направлений в русской философии было достаточно много. Помимо экзистенциализма, о котором шла роль в данной теме, были, как известно, славянофилы и западники, материалисты и идеалисты и т.д. Задача студента продолжить классификацию школ и направлений, дать их краткую характеристику и назвать представителей.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Философия: Учебник/Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮРИСТЪ, 2005
Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М.: 1994
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: 1993
Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. – М.: 1990
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы/Полн. собр. Соч. в 30 т. Т. 14, 15 – М.: 1976
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.1991
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая и третья). – М.: 1996, 1998
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – М.: 1994
Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. – М.: 1991
Тема 24. Материализм и идеализм в русской философии
1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н.Г. Чернышевского.
2. Общая характеристика русской религиозно–идеалистической философии. Философия Вл. С. Соловьева.
3. Покажите вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.
1. Прежде всего необходимо показать основные черты главных представителей материалистической традиции в России. Важно отобразить особенности русского материализма по сравнению с западноевропейским материализмом. Специальное внимание следует уделить философии Н.Г. Чернышевского. В этой связи интересно проанализировать, чем отличается «антропологический принцип в философии» Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского.
2. Во-первых, дайте общую характеристику русской религиозной философии и покажите ее место и значение в философии России. После этого изложите основные положения великого русского религиозного философа Вл. Соловьева. Объясните, почему его учение носит название «философия всеединства»; почему это учение называют также «философия любви».
3. При выполнении задания необходимо прежде всего обратить внимание на те новые концепции, принципы и философские выводы, которые были сделаны в рамках русской философии и составили достойный вклад в развитие мировой философской мысли. В этой связи, необходимо объяснить, по крайней мере, следующие достижения русских философов:
- обоснование и утверждение идей экзистенциализма;
- создание теории культурно-исторических типов;
- создание концепции русского космизма;
- существенный вклад в разработку философии права.
Необходимо назвать главных разработчиков и представителей указанных концепций и теорий. И объяснить их смысл и значение.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004
Философия: Учебник/Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮРИСТЪ, 2005
Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. – М.: 1994
Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. – М.: 1990
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.1991
История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая и третья). – М.: 1996, 1998
Ильин И.А. О сущности правосознания. – М.: 1993
Соловьев Вл. С. Сочинения. В 2 т. – М.: 1988
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – М.: 1994
Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии//Полн. собр. Соч. Т. VII . – М.: 1950
Новогородцев П.И. Лекции по истории философии права//Сочинения. – М.: 1995
Чичерин Б.Н. Философия права. – СПб.: 1901
Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии.
Тема 25. Проблема бытия
1. Проблема бытия в истории философской мысли.
2. Основные формы бытия.
3. Какие особенности бытия выявили философия и наука в XX-ХХI столетиях.
1. Дайте ответ на вопрос «Что такое онтология»? Раскройте философский смысл проблемы бытия. В связи с этим следует дать общую характеристику бытия, как оно понималось на различных этапах развития философии: античности, средневековья, Нового времени и последующих этапах вплоть до XXI века.
2. Необходимо раскрыть смысл и содержание основных форм бытия. Речь, в частности, идет о таких формах, как:
- природное бытие, включающее в себя бытие вещей, процессов, состояний;
- социальное бытие, которое включает в себя бытие общества и человека;
- духовное (идеальное) бытие, включающее в себя как субъективное идеальное (сознание отдельного человека), так и объективное идеальное (т.е. надиндивидуальные формы сознания, форма общественного сознания).
3. При выполнении задания необходимо обратить внимание на раскрытие таких главных особенностей бытия, выявленных философией и наукой в ХХ в., как системность, эволюционизм, самоорганизация, глобализм и другие.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд. М.: 2004
Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.,2003
Аверинцев С.С. Бытие как совершенство – красота как бытие//Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: 1977
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М.: 1986
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2004
Концепции современного естествознания/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. Ратникова В.П. – М., 2003
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 26. Философское понимание материи
1. Философское понятие материи. Атрибутивные свойства и структурные уровни материи как объективной реальности.
2. Движение, пространство, время.
3. Что нового внесли философия и наука XX-ХХI в.в. в понимание структуры и свойств материи и принципов ее объяснения?
1. В первую очередь необходимо дать философское понятие материи. Далее следует раскрыть вопрос о материи как объективной реальности. Среди аспектов этого вопроса важно обратить внимание на ее атрибутивные свойства: системность, активность, самоорганизация и другие. Студенту следует раскрыть эти и другие атрибутивные свойства материи, а также структурные уровни ее организации.
2. Прежде всего следует раскрыть вопрос о движении как аирибуте материи, показать взаимосвязь движения и покоя. Важно также показать различие понятий «движение» и «развитие». Далее надо раскрыть содержание вопроса о пространстве и времени как формах бытия материи. Здесь важно объяснить свойства пространства и времени, а также показать тесную взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.
3. При выполнении задания необходимо рассмотреть влияние развития естествознания и науки на понимание структуры и свойств материи и принципов ее объяснения. В том числе надо показать влияние теории относительности А. Эйнштейна на представление о пространстве времени и движении материи.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд. М.: 2004
Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.,2003
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М., 1998
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2004
Концепции современного естествознания/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. Ратникова В.П. – М., 2003
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Синергетическая парадигма. – М.: 2000
Тема 27. Сознание как предмет философского анализа
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития.
2. Структура сознания. Сознание и язык.
3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное.
1. Начать следует с рассмотрения таких понятий, как материальное и идеальное, реальность объективная и субъективная. Далее можно переходить к изложению вопроса о возникновении и сущности сознания. В этой связи важно остановиться на следующих проблемах:
- сознание как обобщение и отражение действительности;
- сознание как идеальная деятельность;
- сознание как совокупность знаний;
- сознание и самосознание.
2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение таких форм мышления, как понятие, суждение, умозаключение. Кроме того, не следует упускать из виду такие важные феномены сознания, как интуиция, творчество, воображение. Важно объяснить вопрос о связи между сознанием и языком, а также и взаимосвязи между индивидуальным и общественным сознанием.
3. Выполнение задания предполагает прежде всего рассмотрение вопроса о бессознательном как психическом феномене. В этой связи следует обратиться к теории З. Фрейда, который внес большой вклад в разработку данной темы. После этого следует объяснить взаимосвязь и различие понятий: психика-сознание-бессознательное.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд. М.: 2004
Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.,2003
Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.: 1994
Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: 1991
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2004
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: 1981
Манасеина М.М. О сознании. – М,: 1996
Проблема идеальности в науке. – М.: 2001
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Тема 28. Познание, его возможности и границы
1. Структура и динамика процесса познания.
2. Методы познания.
3. Каковы свойства истины и ее критерии?.
1. Прежде всего необходимо раскрыть вопрос о многообразии форм познания. Укажите причины этого многообразия. Далее можно переходить к изложению таких проблем, как:
- формы чувственного и рационального познания;
- сенсуализм и рационализм;
- уровни познания.
Помимо названных проблем важно остановиться и на таком вопросе, как понимание и объяснение. Раскройте соотношение знания и веры.
2. Дайте понятие метода и методологии познания. Объясните чем обусловлен метод познания. Приведите классификацию методов познания. Что такое общелогические и научные методы познания? Дайте их характеристики, приведите примеры использования. Особое внимание обратите на вклад философии в систему методов познания. Охарактеризуйте диалектический метод познания.
3. При выполнении задания прежде всего необходимо сказать, что такое истина, имея в виду, что существуют различные теории по этому вопросу. Далее можно переходить к объяснению различных свойств истины: объективность и субъективность, относительность и абсолютность, конкретность истины.
При ответе на вопрос о критериях истины необходимо раскрыть не только главный, но и дополнительные критерии.
Литература
Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд. М.: 2004
Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.,2003
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2004
Концепции современного естествознания/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. Ратникова В.П. – М., 2003
Рассел Б. Человеческое познание. – Киев: 1997
Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М.: 2000
Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М.: 2006
Тематика контрольных работ разработана проф. Ратниковым В.П.