МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образование учреждения высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Филиал в г. Барнауле
Кафедра философии, истории и права
Контрольная работа
По дисциплине: «История экономических учений»
На тему: «Развитие экономической мысли античного и средневекового общества»
Исполнитель:

специальность финансы и кредит
группа 2ФФД
№ зачетной книжки
Руководитель:
Усольцев Сергей Анатольевич
Барнаул – 2009
Содержание
1. Древняя Греция -------------------------------------------------------------------- 3
1.1. Ксенофонт ---------------------------------------------------------------------------3
1.2. Платон --------------------------------------------------------------------------------5
1.3. Аристотель --------------------------------------------------------------------------6
2. Древний Рим ------------------------------------------------------------------------9
2.1. Катон Старший ---------------------------------------------------------------------9
2.2. Варрон -------------------------------------------------------------------------------10
2.3. Колумелла --------------------------------------------------------------------------11
2.4. Цицерон ---------------------------------------------------------------------------- 12
Заключение -----------------------------------------------------------------------------14
Список использованной литературы ----------------------------------------------15
Древняя Греция
Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в VIII—VI вв. до н.э. полис — город-государство, представлявший собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.
В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государственное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.
Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В V в. до н.э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа). Расцвет греческой экономической мысли пришелся на IV в. до н.э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.
Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т.е. негражданами. В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т.п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.
Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (ок. 430 — ок. 355 гг. до н.э.) достаточно велико: он писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе и пр. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение «О доходах», в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикос» (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли.
Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданина полиса достоин, прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, — земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.
Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах, «где каждый работник находит многих покупателей», человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких же городах, чтобы прокормиться, одному человеку нужно выполнять различные работы.
Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т.е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.
Деньги Ксенофонт рассматривал, прежде всего, как богатство, т.е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Ксенофонт предлагал накапливать деньги на черный день, для возможного расширения производства. Кроме того, он признавал и функцию денег как средства обращения.
Важное место в произведениях Ксенофонта занимают вопросы экономической политики государства. Он считает, что для увеличения доходов Афин государство должно оказывать покровительство метекам, а также купцам и судовладельцам. В частности, Ксенофонт предлагал предоставить метекам право владения землей, ввести почетные награды купцам, приносящим наибольшую пользу государству, увеличить количество торговых помещений, строить государственные гостиницы и пр. Решающее значение для увеличения доходов Афин, по мнению Ксенофонта, имеет рациональная эксплуатация принадлежащих государству серебряных рудников. Он рекомендует государству закупить большое количество рабов и затем отдавать их внаем частным лицам для разработки рудников.
Платон. Знаменитый греческий философ Платон (427—347 до н.э.) родился в Афинах в аристократической семье, был учеником Сократа. Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.
В произведении «Государство» представлен проект идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей — естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), воины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производительной сфере — в сельском хозяйстве, ремесле, торговле; рабы находятся вне социальной структуры общества.
По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач — управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.
Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.
В произведении «Законы» проект идеального государственного у