ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Контрольная работа

По дисциплине: «Социология»

Вариант № 21



Факультет
Специальность:
Курс: 3
Зачетной книжки
Выполнила:
Проверил:



Волгоград 2008
Содержание

Введение………………………………………………………………...1
Этапы развития западной социологии………………………….3
а) Донаучный этап.
б) Этап формирования науки.
в) Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины.
Функции трудового коллектива……………………………….14
Этапы анализа эмпирических данных………………………...17
а) Обработка.
б) Нумерация.
в) Кодировка.
г) Шкала измерений.
д) Группировка.
е) Интерпретация.
ж) Отчет.
Заключение.............................................................................................21
Список литературы………………………………………………….23

Введение.
Я считаю, что изучение социологии, как науки, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области очень важны для современного человека.
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился, а в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.
При написании данной контрольной работы я ставлю перед собой следующие цели
Цели:
1. Охарактеризовать наиболее значительные западные общесоциологические теории, сыгравшие или играющие в настоящее время важную роль в развитии социологии.
2. Дать понятие трудового коллектива и указать его функции, в составе социологии труда и трудовой организации.
3.Проанализировать этапы эмпирических данных в структуре социологических исследований.


Этапы развития западной социологии.
1. Донаучный этап развития социологии
Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гельвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие представлений об обществе.
Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство” и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на три разряда: Высший - мудрецы, управляющие государством, средний - воины, низший - ремесленники и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящие животные” и не входили в структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства Платон противопоставлял отрицательный: общество, основанное на материальном богатстве. Формы организации общества - демократия, олигархия, демократия и тирания - последовательные этапы его деградации.
Аристотель (384-322): Этические и социально политические воззрения А. раскрываются в “Этике” и “Политии”. Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные - однако к гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К ср. классу относились и имущие земледельцы.
Н. Макиавелли (1469 -1527): Считал государствово высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель государства обуздание эгоистических интересов людей. Он сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе и методах правления (“Государь”). Три закона: людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно.
Т. Гобс (1588-1679):”Теория общественного договора” - основа учения о гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство, являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап - гражданское общество, основанное на законах и общественном договоре.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778): “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства. Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к наделению всех равной собственностью.
2. Научный этап развития социологии
Этап характеризуется поисками предмета и метода науки, как самостоятельной отрасли знания. Естественно исторической предпосылкой является - кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения общественных явлений:
Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”- 1854 (социальная статика и социальная динамика). Конт, полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).
Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развития которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).
Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп. Исходя из этого Спенсер сформулировал закон “равной свободы”. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.
Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”.
К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общественно-экономической формации к другой (Первое обществово, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества - объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.
Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”. Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.
Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в социологию” - рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека, если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой (сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины) Т. называет общественными системами и различает: социальные связи - общины (общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством), высшим выражением которой Т. считал “международный социализм”.
Георг Зиммель (1858-1918) - Основатель формальной социологии, представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположности законов природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческого становления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый интуитивно. “Переживание жизни” объективируется в многообразных формах культуры. “Трагедия жизни” - противоречие между творчеством и застывшими формами культуры.
Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей - чистая форма, фиксирующая устойчивые, универсальные черты социальных явлений. Чистая форма - это отношения индивидов изолированные от конкретных мотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц. концепции З. находятся “человеческие взаимодействия” опосредованные формами обобществления (культурой). З. называл социологию “геометрией социального взаимодействия”, представляя ее как формально-логическую общественную теорию. Проявлениями человеческого взаимодействия З. считал подчинение и господство, специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности, явления конфликта и соперничества, образование партий и т.д. Формами взаимодействия являются ассоциация и диссоциация. Ассоциация индивидов предполагает их права и обязанности, поэтому общество З. рассматривал как систему отношений, способную обуславливать обязанности индивидов. Процессам ассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт. Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой, обуславливающий обязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.
Габриэль Тард (1843-1904) “Социальная логика”, “Социальные законы”, “Мнение и толпа” - является представителем психологической школы в социологии. Родоначальником психологического направления является З.Фрейд: сам факт социальной жизни связан с либидо, являющимся первопричиной всех социальных связей. Формы человеческого общества представляют механизм упорядочивания половых связей и определяются отношением мужчин друг к другу. История представляется как развертывание либидо в системе ассоциаций, самой мощной из которых является государство.
Основной тезис Г. Тарда состоит в том, что социальные явления являются психическими по своей природе. Т. сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Т. толкует как циркуляцию желаний или идей, проявляющихся в форме 1) репетиции или имитации 2) оппозиции 3)адаптации или изобретении. Мысль одного повторяется другими (имитация), сталкиваясь мысли образуют оппозиции, наконец, идеи либо взаимоуничтожаются, либо синтезируются (адаптация или изобретение). Синтез идей является источником социального движения.
Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр. служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия, религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2) ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный
На основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве, индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и правил, навязывают их индивидам, контролируют и подчиняют последних. Сами институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели, которой уже не совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.
В работе “Протестантская этика и дух капитализма” В. проанализировал влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов протестантизма до функционирования системы капитализма в целом.
3. Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины
Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины, характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области приложений. Начиная с этого этапа, социология развивает себя на собственной основе. Вместе с тем характеризуя современный нам этап развития социологии необходимо отметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой общей теории общества.
К одной из ведущих теоретических доктрин современного периода относят структурный функционализм. Его основоположниками считают Т. Парсонаса, Р.Мэртона, У. Мура, Дж. Хоманс, Н.Смелзера.
Талкотт Парсонс (1902-1979) -”Социальная система” “Социологическая теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том, что общество представляет собой сложную систему социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное происхождение. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.
Отношения структурных единиц строится на основе функций, обеспечивающих выживание общества как целого. Парсонс выделил 4 вида таких функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция (проблема сохранения внутреннего единства системы - обязательных норм, правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой функции соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, - партии, государство, - семья, школа, религия)
Другим важнейшим направлением является развитие конфликтологической теории, в которой конфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса и регулирования. представителями которой являются Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Болдинг.
Льюис Козер (1913-) определил конфликт как явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающего правила социального взаимодействия. Каждый раз конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции и развития группового самосознания. Основными путями разрешения конфликтов является консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.
Третье направление в развитии современной социологической теории - леворадикальная социология. Ее основой является идея об исчерпании движущих сил развития индустриального общества и необходимости радикальных перемен. Леворадикальная социология представлена Франкфуртской школой, одним из лидеров которой является Г.Маркузе (Фрейдо-марксизм)
Герберт Маркузе (1898-1979) “Одномерный человек” - полагал, что в результате действия государства и стоящих за ним господствующих классов через средства массовой информации намеренно формируется одномерное видение мира: ориентация на абсолютнуюэффективность производства, ориентация на искусственное создание развращающих людей потребностей, представление о тождественности технологического и духовного развития общества. В результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей, а общество утратило возможности развития. Тотальное отрицание индустриального общества возможно путем “революции в сознании”, составной частью которой является сексуальная революция. Носителями революции сознания являются те, кто обладает двумерным мышлением: интеллигенция, служащие, опирающиеся на нищие массы третьего мира, национальные и религиозные меньшинства.


Функции трудового коллектива
Трудовой коллектив – это форма организованной и устойчивой совместной трудовой деятельности людей, в которой осуществляется взаимодействие их интересов, а также интересов каждого из них с общими интересами коллектива.
Как социальная организация трудовой коллектив есть разновидность общественного института.
Социальная структура коллектива – это прежде всего совокупность целевых и должностных групп, а также ячеек общественных организаций и отношений между ними. Эти группы объединены единством целей и различаются по производственным и социальным функциям при их реализации.
Труд в его широком понимании выполняет социоантропогенетическую функцию. А трудовая организация, коллектив – многофункциональное образование.
Его основными функциями являются:
Производственная;
Совладельческая;
Организационно-регулятивная, или управленческая;
Социальная;
Воспитательная;
Основная функция – производственная. Для того чтобы коллектив работал эффективно, важно создать нормальные условия труда и отдыха. Кроме того, это важное условие для воспроизводства рабочей силы.
Производственная функция коллектива отражает в основном технико-экономическое содержание труда.
Реализацию основной функции предопределяет последующую, тоже очень важную функцию – совладельческую (на средства производства). Эта функция проявляется прежде всего в социальных отношениях в процессе трудовой деятельности. Коллектив, приватизировавший основные фонды предприятия (завода, фабрики, рудника, земли и построек, конторы и банки и т.д.), выступает как субъект регулирования условий своего развития. Совладельческая функция отражает – его социально-экономический характер и выражается, в частности, в социальной структуре коллектива. Совладельческая функция на совместном и частном предприятии будет выражать место и роль коллектива в общественной организации труда, системе распределения произведенного продукта, способе его присвоения.
Степень реализации этой функции можно измерить с помощью таких показателей, как:
Социальная организация трудового коллектива;
Система подбора, расстановки, обучения, социального, вертикального перемещения кадров;
Совершенствование отношения к труду;
Морально-психологический климат и др.
Трудовая деятельность человека имеет большое значение в процессе формирования его личности. Сфера влияния труда охватывает все важнейшие элементы структуры личности. Труд чаще всего становится организующим и координирующим центром психологических потребностей людей, средством, упорядочивающим их жизнь, регулирующим поведение, взаимоотношения с окружающей средой. Таким образом, основной функцией является производство материальных и духовных ценностей. В ее реализации коллектив выступает в первом лице.
Что касается функции совладельца общенародной собственности на средства производства, то коллектив по иронии судьбы долгое время был только вторым лицом, так как главным распорядителем средств производства до последнего времени оставалось все-таки государство, а не предприятие.
Реализация функции совладения средствами производства наиболее полно проявляется, когда работники вступают на путь аренды или приватизации предприятия.
Важной функцией трудового коллектива, объединения является управленческая. Наиболее полно она реализуется через управление и самоуправление предприятием. Участие трудящихся в организации производства – это осуществление властных функций.
На предприятии действуют различные общественные объединения трудящихся, в частности, советы трудовых коллективов (СТК). Как форма участия рабочих в управлении предприятием она зародилась в1918 – 1920гг. в Германии, была отмечена в 30-х гг., а затем вновь восстановлена в 1945 г. в СССР советы трудовых коллективов появились в конце 80-х – начале 90-х годов.
Промышленная, а шире – трудовая демократия в лице СТК предполагала расширить границы реального влияния трудящихся на предприятии управленческих решений. Им даже предоставлялось право вето на многие решения администрации, что было предусмотрено законом о государственном предприятии (объединении). Согласно этому закону, на предприятии должно произойти разделение властей: СТК выступает как заводской парламент, дирекция, администрация – как исполнительная власть. Как показала жизнь, полномочия и ответственность трудовых коллективов, не имеющих четких юридических рамок и гарантий, оказались очередным демократическим мифом.
Ясные, всесторонние взвешенные законы, охраняющие интересы трудящихся, очень нужны сейчас, во время неразберихи, вседозволенности директорского корпуса; во время, когда появляется много новых форм организации предприятия.
Этапы анализа эмпирических данных.
1. Контроль за качеством заполнения инструментария.
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п.
а) Выявление правильность ответа, на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется.
b) Подсчитывание неправильных ответов.
При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10 – 15 % основных вопросов, против них контролер ставит отметку «нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.
Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.
2. Кодирование и обобщение информации.
Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Но перед этим надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос.
Кодирование – связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении.
Результаты обобщения называют социологической информацией.
При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста.
3. Шкала измерений.
Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы, варианты ответов. По вариантам ответов проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.
В социологических исследованиях применяются, шкалы трех основных типов:
1. Номинальная – простейшая. Фиксирует ответ («да» или «нет»). Вопросы способствующие выявлению мнений, оценок, объективных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). 2. Ранговая – фиксирует более определенное состояние, отражающее ранжированное распределение типа («холодно» - «тепло» - «горячо»). Основное число вопросов анкеты или бланка интервью.
3. Интервальная – интервалы, цифры. Она допускает обстоятельную математическую обработку информации (возраст, образование, стаж работы, учебы и др.)
4. Группировка.
Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Если взять в качестве важнейшего признака уровень образования, то групп будет не две, а как минимум три или четыре.
Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп.
Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (по полу, возрасту и образованию), тогда это – перекрестная, или комбинированная группировка. Она может быть структурной, типологической, аналитической – все зависит от решаемых в ходе исследования задач.
Структурная – установка возрастного состава опрашиваемых.
Типологическая – по признаку как отношение к частной собственности.
Аналитическая – если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы по данной проблеме.
5. Интерпретация данных.
Решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.
Общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин, а как социологические данные.
От возможных крайностей, неумышленных заблуждений исследователя предохраняют ранее выдвинутые гипотезы. Характер проверки гипотез определяется видом исследования.
При пилотажном исследовании – гипотеза проверяется соотнесением предполагаемого утверждения с выясненной в результате исследования числовой величиной.
При описательном исследовании – чтобы подойти как можно ближе к истине, следует из всей опрошенной совокупности выделить однородные по социально-демографическим характеристикам подгруппы.
Способ превращения описательного исследования в показатель – сравнение рядов распределения по относительно однородным подгруппам из обследуемой совокупности с помощью внутреннего и внешнего соотнесения.
6. Отчет о социологическом исследовании.
Итоги анализа полученной информации отражаются в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе научные выводы и рекомендации.
Первый раздел содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работ и т.п.).
Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. Каждый раздел или даже параграф целесообразно завершать выводами.
Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструкции, а также таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.
Заключение.
I. То, что социология имеет глубокие корни за рубежом ясно из того, что первые теории общества (учения об общественной жизни) возникли уже в рамках античной философии IV века до нашей эры в трудах таких философов, как Платон, Аристотель и др. Их идеи стали использовать мыслители уже в эпоху нового времени. Зарубежная социология имеет очень большую, насыщенную, интересную и охватывающую огромные временные рамки, историю.
Содержание современных направлений социологии во многом определено социологическими взглядами вдающихся мыслителей ХIХ – начала ХХ вв. О. Конта, Г.Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Л.Ф. Уорда, а также современных ученых Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Лазарсфельда и др.
Современная же социология вобрала в себя всю историю и на этой основе продолжает своё развитие.
Задачей социологии является описание социальных явлений и установление между ними функциональных связей
Питирим Сорокин
II. Трудовая деятельность всегда включена в определенные социально-экономические условия и осуществляется той или иной профессиональной группой, связана с социальными институтами, локализована во времени и пространстве, детерминирована определенными формами собственности, моральными и социально-психологическим климатом в трудовом коллективе.
Весьма важно неразрывно связывать нынешнее состояние человеческого разума со всем рядом его предшествующих состояний.
Огюст Конт
III. Эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.
Объективность познания в области социальных наук характеризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями …
Макс Вебер





Список литературы.
1. Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. – М.: Политиздат, 1985.
2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. – М.: Мысль, 1969.
3. Капитонов Э. Социология ХХ века.
4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995.
5. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов,
О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
6. Социология труда. – М.: МГУ, 1993.
7. Современная западная социология: Словарь. М., 1993
8. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика: Справочник-словарь. – М., 1991