Министерство образования РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВЗФЭИ
Филиал в г. Тула


Контрольная работа по дисциплине
«Социология»
на тему: Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.



Выполнила:
Факультета: финансово - кредитного
Специальности: финансы и кредит
Группы: вечерней
№ личного дела: 06 ФФД 13037
Проверил: Бормотов И. В.

Тула 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма…………………………...……………................стр.4
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………...…….стр.8
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………..………………………………….стр.10
Заключение………………………………………………………………………..стр.11
Список используемой литературы………………...…………………………….стр.12




Введение
Классический тип научности в социологии, по мнению одного из крупнейших историков социологии Ю.Н. Давыдова, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX– начала XX в. – французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 -1917). Он родился 15 апреля 1858г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор социологической теории религии готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Ветхий завет и Талмуд. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. С юных лет и до конца своей жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности. «Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании»  Социология/ Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2001.-стр.67
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.




1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
Наиболее четно принципы классического типа научности были сформированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1885г.) Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:
1) социальные факты внешни для индивидов;
2) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
3) устанавливаемые между двумя и множеством социальных фактов отношения причинности помогают формировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевывать от всех врожденных идей». Это означает, что:
социология прежде всего должна порвать со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
2) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании предмета (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:
источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
2) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивид.
При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял установить соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены три уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действия, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социального метода, по Дюркгейму.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются двумя признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование еще одним, определив социологию как «науку об институтах, их генезисе функционировании».
В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:
социологию религии;
социологию морали;
юридическую социологию;
экономическую социологию;
5) лингвистическую социологию;
6) эстетическую социологию.
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавлива6ет наиболее общие законы; это философская сторона науки.
Эмиль Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Для понимания дюркгейского «социологизма» необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм».
Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих социальных положениях.
Социологическая реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах.
Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономности социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения, значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой «асоциальные факты нужно рассматривать как вещи»  Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.-стр.177
Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологически1й принцип, согласно которой социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социальный способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя.

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Центральным в научном творчестве Дюрккгейма, как и всей французской школы, является проблема социальная солидарность.
По существу солидарность для него – синоним общественного состояния.
Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга – обоснования «солидаризующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значение исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства – основная функция религиозных верований и действий.
Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются не движущей силой истинного развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они – признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.
Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:
механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество);
органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).
Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в котором действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.
Доказывая нормальный характер солидарности в обществе и «аномальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или врождения) «механической солидарности» в тоталитарных обществах.
Представляет интерес анализ Дюркгеймом проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», естественное лоно жизнедеятельности людей  Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М.,2004.-стр.42
. Он писал, что коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они поддерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, что, по мнению Дюркгейма, является весьма существенным фактором общественной жизни. Дюркгейм допускает «построение социологии, которая видела бы в дисциплине существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине». Сегодня, как и во все времена жизни Дюркгейма, это звучит весьма актуально.
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.
Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:
- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы);
- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации
человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);
- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц.
структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, структурно-деятельностная социология П.Штомпки).

Заключение
Эмиль Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмете преподавания. Влияние его идей присутствуют в самых различных отраслях социального знания, от общей социальной теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социальные теории ХХ в. так или иначе соотносились с теорией дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
Вслед за Контом, Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Разрабатывая проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет Дюркгейм, социология давно стала самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим делом. Труды самого Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как науки.


Список используемой литературы
Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М.,2004.
Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
Волков Ю.Г., Мостовская И.В. Социология/ Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2001.
Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.