Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по основам менеджмента на тему:
Социологическая мысль в России
второй половины XIXв. - начала XXв.



2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление….........4
2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского…………………………....9
3. Н.Г. Чернышевский – «самый крупный социолог в России до возникновения в ней социологии»…………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………….14






ВВЕДЕНИЕ
Россия – страна древней культуры, национальная мысль которой всегда чувствовала потребность и долг разгадать загадку страны, понять ее идею, определить задачу.
Значительный вклад в осмысление проблем России внесли социологические мысли российских мыслителей второй половины XIX- начала XX в., в частности П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Де-Роберти, Н.И. Кареева и других.
Социология этих мыслителей никогда не была единой наукой, как например физика или астрономия. Одновременно существовало немалое количество школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления базировались на противоположных, мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались достаточно различными подходами к определению предмета исследованию и возможностью его познания.
Изучение взглядов, суждений мыслителей прошлого на проблемы, идеи, задачи страны позволяет сделать выводы о том, какой должна быть страна, цивилизация в целом, к чему следует стремится каждому человеку.
Осмысление понятия социологической мысли становится необходимым условием современной науки. Именно поэтому главная задача данной работы – определить характеристику, становление, типологию, проблемы, задачи социологической мысли.

Субъективная школа в социологии. Психологическое направление
Субъективная школа в социологии.
Огромное влияние на формирование и развитие социологической мысли в России второй половины XIX в.- начала XX в. оказала социология субъективного метода.
В центре внимания субъективного метода были разработка учения об обществе в целом, выявления закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители этого направления уделяли разработке теории общественного прогресса. Под прогрессом понималась в первую очередь переработка культуры, а точнее – переработка традиционных, склонных к застою общественных норм в «цивилизацию» с гибкими, динамическими структурами и отношениями. «Цивилизация» истолковывалась как сознательное историческое движение, которое осуществятся, прежде всего, критической мыслью конкретных личностей.
Основоположником субъективного метода был известный русский социолог П. Л. Лавров (1823-1900) (рис.1).
В основе социологии субъективного метода у П.Л. Лаврова является изучение солидарности.
Рис. 1. П.Л. Лавров
Выделяя три вида солидарности – основанную на привычке, основанную на сходстве аффектов и интересов и покоящуюся на единстве убеждений (как сознательную солидарность), - Лавров делает вывод, что только с момента появления сознательной солидарности имеет место начало исторической жизни человечества. Только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность. Вне сознательной солидарности нет общества, а есть только скопление особей. [4, С.64]
Такой формой солидарности выступает солидарность, основанная на критической мысли. Внешним признаком существования этой формы солидарности в среде того или иного народа служит появление интеллигенции как носительницы солидарности, вызванной единством убеждений как совокупности «критически мыслящих личностей».
Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что личность всегда имеет право стремиться изменить существующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом, вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе.
Также ярким представителем субъективного метода был выдающийся ученый, социолог, общественный деятель Н.К. Михайловский (1842-1904) (рис. 2).
Рис. 2. Н. К.Михайловский
В основе его субъективного метода лежит учение о двуединой правде, совмещающей в себе объективную и субъективную правду. Социолог считал, что явления общественной жизни необходимо осмысливать, опираясь на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ неизбежно дополняется субъективными оценками исходя из нравственных и иных позиций. Явления общественной жизни, писал Михайловский, несут большой заряд субъективности, идущей от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.
Также немало интереса уделял ученый проблемам взаимодействия личности и общества. Первостепенное значении социолог отдает личности, которая имеет свою индивидуальность и неповторимость. Критически мыслящие личности являются главными лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства.
Оба эти мыслители оказали существенное влияние на развитее социологической мысли в России.
Психологическое направление.
Главное внимание представителей психологического  направления  было направлено на изучение психологического  механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Наиболее видный представитель этого направления  Де-Роберти (1843-1915), основными трудами которого являются: « Социология», «Новая постановка основных опросов социологии», «Понятие разума и законы вселенной», «Философия и ее задачи в  XX веке» и другие.
По мнению Де-Роберти в  социальной эволюции четко проявлялся психологизм. Социолог считал, что все социальные явления и процессы можно поставить в  один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий (рис. 3)

Рис. 3. Эволюционный ряд социальных явлений и процессов
С точки зрения ученого, человек превращается в  разумное существо под «влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания», с этого начинается развитие цивилизации.
Всю деятельность людей Де-Роберти ставит в  зависимость от их идей. По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание.
Говоря о психологическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Коллективная психика представляет себя как коллективное восприятие чувств, настроений, образа мыслей определенных групп людей. Она проявляется в поведении людей, воплощается в их морали, устанавливает нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности.
Значительный вклад в обоснование психологического направления внес Н.И. Кареев (1850-1931) (рис. 4).
Среди социологических работ данного историка, социолога можно отметить следующие: «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историко-философские и социологические этюды», «Старые и новые этюды об историческом материализме», «Введение в изучение социологии», «Основные направления социологии и ее современное состояние», «Общие основы социологии» и многие другие.
Рис. 4. Н.И. Кареев
В работе «Основные направления социологии и ее современное состояние» Н. И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно, прежде всего, видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.
Также как и Де-Роберти, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, так как, по его мнению, явления всегда имеют психологическую основу. Они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля, инстинкты, интуиция и образ мыслей.
По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, так как обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.
Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека: на ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира.
На основе данных положений социолог строит свою теорию общества. Она в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми.
Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей психологическое направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.


Многофакторная концепция М.М. Ковалевского
Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация трудов разностороннее образованного и широко мыслящего ученого в области социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук, М. М. Ковалевского (1851-1916) (рис. 5).
Ученый выражал в своем понимании социологию, прежде всего, как науку, а не как концепцию человеческих идеалов.
Идеи закономерного и поступательного характера исторического процесса – важные стороны эволюционистской концепции Ковалевского, согласно которой общество переходит от одного своего состояния к другому. Таким образом, происходит и развитие отдельных областей общественной жизни и различных социальных институтов.
Рис. 5. М.М Ковалевский
Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. В разных ситуациях этим факторам отводится различные роли, и каждый из которых может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма Ковалевского.
На основании основных установок социологического плюрализма М. Ковалевский разрабатывал теорию общественно прогресса. Он считал основным законом социологии закон прогресса. По Ковалевскому, «порядок не возможен без прогресса и что прогресс состоит в постепенных изменениях в социально-экономической структуре».
Значительное место в социологии Ковалевского занимает историко-сравнительный метод, который выявляет общие законы, специфические особенности в развитии разных народов и их культур. Ковалевский писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону».  [4, С. 105]
Самоотверженный и кропотливый труд известного ученого М. М. Ковалевского позволил вскрыть новые пласты знания, подтолкнувшие дальнейшее развитие, как социологии, так и многих других наук.







Н.Г. Чернышевский – «самый крупный социолог в России до возникновения в ней социологии»
Н.Г. Чернышевский (1828- 1889)(рис. 6) – один из ярких социологов России XIX в.
Деятельность Чернышевского отличалась необычной многогранностью. Это был воинствующий философ - материалист и диалектик, он был также оригинальным историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся новатором в эстетике и литературе. Он воплотил в себе лучшие черты русского народа - ясный ум, стойкий характер, могучее стремление к свободе
Рис. 6. Н.Г. Чернышевский
Еще до возникновения социологии в России, он стал крупнейшим социологом, так как его жизнь - пример великого гражданского мужества, безответного служения народу.
Всю свою жизнь Чернышевский отдал на изучение и преобразование российского общества, в том числе борьбе за освобождение народа от феодально-крепостнического рабства, за революционно-демократическое улучшение России.
Отмена крепостного права рассматривалась ученым как исторически необходимый процесс, отвечающий интересам прогрессивного развития общества.
Изучая общество, Чернышевский рассуждал и по поводу деятельности люди. Он утверждал, что «личный интерес есть лавный двигатель производства».
Также Чернышевский выступал за установление в России демократической республики, за свободу и социальное равенство всех слоев обществ, за равноправие мужчин и женщин. Огромное значение он придавал развитию духовной культуры русского народа, гордился его вкладом в мировую культуру. Он постоянно указывал на социальное значение русской литературы.
Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Я думаю, с этим выражением Н.Н. Кареева можно согласиться, так как Чернышевский на протяжении всей жизни интересовался обществом русского народа, выдвигал взгляды на его развитие, проблемы политики, морали, науки, искусства и т.д.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологическая мысль в России второй половины XIXв. - начала XXв. оказала огромное влияние на развитие и будущее страны.
Большое влияние на формирование и развитие социологической мысли оказала социология субъективного метода, главными представителями которого были известные русские социологи, П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Большое внимание этих социологов было уделено разработке учения об обществе в целом, выявления закономерностей и направленности его развития, теории общественного прогресса.
Огромный вклад в формирования социологической мысли было вложено представителями психологического направления, в частности Де-Роберти и Н. Н. Кареевым. Направленность этих социологов существовала направлена в изучении психологического  механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Значительным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация трудов М. М. Ковалевского и М.М. Чернышевского.
Ковальский выдвинул свой мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма, значение историко-сравнительного метода, теорию общественного прогресса.



ЛИТЕРАТУРА
1. Кудрешов К.Д. Илакин М.Г. Основы социологии: Учебник для вузов. – СПб.: Поиск, 1999
2. Куртиков Н.А., С.И. Симоменко, М.Ю. Захаров и др. Социология. Общий курс: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006
3. Маринин К.Л. Социология: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
4. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е ид., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
5. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев и др. – М.: Аспект пресс, 1996