Родители как менеджеры и менеджеры в роли родителей
Реферат главы из книги Джоан Голдсмит и Кеннета Клока «Пора проснуться! Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников», - М.: Pretext, 2006
«Нельзя стать просветленным, воображая свет, но этого можно добиться, осознав тьму»Карл Юнг
Семейные предания и истории предшествующих поколений существенно влияют на нашу жизнь в настоящем. Наша семья, школа и сверстники были первыми, кто учил нас добиваться желаемого, просить о помощи, сотрудничать с другими и реагировать на критическую обратную связь, коучинг, наставничество и оценку.
Мы все приходим на работу с грузом богатой семейной истории и опыта личной жизни, который прямо или косвенно, сознательно или бессознательно влияет на наше поведение в различных рабочих ситуациях. Прошлый опыт создает определенные архетипы, модели, примеры, символы и метафоры, которые отражают наше психологическое состояние. В свою очередь, они переносятся на наше поведение и закрепляются многократным повторением.
Вызов, который бросает нам пробуждение, означает, что мы не просто должны использовать позитивный опыт прошлых лет, но пойти дальше и лицом к лицу встретиться с негативным опытом, связанным с семьей, школой и общением со сверстниками. Пока мы не обратимся к накопленному негативному опыту, он и впредь будет предопределять нашу жизнь. Мы должны организовать на работе открытое обсуждение этих проблем, чтобы они перестали влиять на наше поведение.
Как воспринимать проблемы
Все проблемы имеют тенденцию к повторению. Только неконструктивным, нефункциональным восприятием этих проблем можно объяснить недоброжелательное поведение, дисфункцию, отсутствие чувства вины и стыда, когда делают вид, что все нормально. Люди, выросшие в неблагополучных семьях или работающие в неблагоприятной обстановке, обычно ощущают безысходность, что является одним из первых проявлений проблемы или дисфункции. Варианты поведения могут быть следующими:
Отрицать проблему и не замечать ее.
Приспособиться к проблеме и самому стать «нефункциональным».
Сплетничать, жаловаться, осуждать, распускать слухи и изображать из себя жертву.
Обвинять других, растрачивая время на бессмысленные битвы с ними.
Предпочесть не иметь никакого дела с проблемой и уйти из организации.
Ни один из этих вариантов не избавит от проблемы, где бы она ни была - в семье, школе, в отношениях с друзьями, в коллективе, организации или в самом себе. Любой из перечисленных вариантов только втянет нас в еще большую проблему или отвлечет нас, наших коллег и нашу организацию от роста и развития. Однако существуют такие стратегии, которые позволяют избежать возникновения проблемы и навсегда устранить дисфункцию.
Принять решение не быть «нефункциональным», чего бы это ни стоило.
Искать помощи в противостоянии проблеме у специалистов - психологов, консультантов.
Открыто обсуждать проблему и вместе с другими искать ее первопричину.
Договориться с теми, кто ведет себя неконструктивно, пересмотреть свое поведение и избавиться от дисфункции.
Ограничить или прервать общение с теми, кто настроен негативно и способствует развитию дисфункции.
Использовать технологии обратной связи, тренингов, наставничества и оценки, чтобы лучше понять проблему и преодолеть сложившуюся ситуацию.
Какой бы выбор мы ни сделали, его частично будет определять наша способность к преодолению проблем, развитая еще в семье, частично - возможность, предоставляемая обратной связью, коучингом, наставничеством и оценкой, и поддержка нашей организации в их осуществлении. Успешное противостояние неконструктивному, нефункциональному поведению, даже в его малых проявлениях, дает нам силы побороть его и в будущем, подготовиться к встрече с новой проблемой, зная, что сумеем ее одолеть.
Преодолевая семейные привычки
Мы все научились выживать в семье, школе и среди сверстников, накопив достаточно сил, чтобы добиваться успеха. Мы развиваем в себе способности, которые обеспечивали нам успех, и скрываем навыки, которые приводили к неудаче. Однако мы редко признаем, что именно собственные сильные стороны и победы обусловили многие наши слабости и неудачи в дальнейшем, поскольку именно они помешали приобретению новых навыков и поиску альтернативных путей достижения наших целей.
В детстве мы полностью зависели от взрослых, которые, когда мы их огорчали, сдерживали свою родительскую любовь, снижая нашу уверенность в себе, и меньше нас баловали. Наши детские попытки соответствовать родительским ожиданиям, чтобы выжить, порождают покорность и конформизм с последующим глубоким их неприятием по мере обретения большей независимости. Но как только мы решаемся следовать собственным путем, можно больше не отвергать идеи наших родителей, потому что мы уже внутренне успокоились и преодолели страх неподчинения. Многие проблемы и дисфункции на работе объясняются неспособностью отказаться от этой диалектики конформизма и сопротивления и найти свой собственный путь на вершину. Для того чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо предпринять следующее.
Пробудиться и признать существование проблем.
Взять на себя ответственность за последствия, которые эти проблемы окажут на нас самих и других людей.
Учиться у прошлого и других людей, а также решиться расширить свой кругозор.
Найти свой собственный путь на вершину.
И хотя родители и учителя могут больше не оказывать влияния на жизнь сотрудников, их поведение и голоса отдаются эхом в архетипах родительских ролей их менеджеров, то есть тех, от кого зависит экономическое выживание этих людей.
Многие менеджеры, которые хотят научиться разрешать конфликты со своими сотрудниками, стараются избегать честной обратной связи и напряженных взаимоотношений. Такое поведение вызвано желанием быть хорошим для всех, боязнью совершить ошибку и быть уволенным. Эти страхи пересиливают желание говорить правду, выявлять неблагоприятные ситуации, идти на конфликт со своими сотрудниками и спорить с теми, с кем он был не согласен.
При попытке выяснить причину этого страха оказалось, что все начинается еще в семье: семейные предрассудки предопределяют подход к предоставлению обратной связи и указаний своим подчиненным. Например, средний ребенок старается не оказаться между старшим и младшим во время ссор: пытается установить мир, ожидая одобрения старшего брата и убеждая младшего уступить, чтобы погасить конфликт. Став менеджером, он также старается избегать конфликтов, пытаясь успокоить более озлобленную сторону и убедить другую сдаться. В результате происходит поощрение агрессии, накаливание эмоций, что является помехой сотрудничеству и командной работе. Выходом из подобной ситуации может стать открытое сотрудничество и просьба к коллегам помочь с налаживанием обратной связи и коучинга. В результате моральный климат в коллективе существенно улучшится, а конфликты, вызванные плохой коммуникацией, практически прекратятся.
Менеджеры в роли родителей
Многие надзорные функции менеджеров напоминают повседневные обязанности родителей, братьев, сестер и учителей, которым приходилось оценивать наши поступки, учить и наставлять нас в детстве. Поэтому, прежде чем предоставлять кому-то и получать от кого-то обратную связь, проводить коучинг, обеспечивать наставничество или оценивать результаты работы этого человека, необходимо выявить вначале его бессознательные детские модели поведения и воспоминания.
Урок, преподанный нам нашими первыми менеджерами - родителями и учителями, - включал не только хорошее, чему они хотели нас научить, например, аккуратности и вежливости, но и плохое,  о чем они даже не подозревали. Так, многие из нас научились, например, избирательно распределять ресурсы, основываясь на субъективных предпочтениях, исключать не имеющих влияния из процесса планирования и принятия решений, наказывать тех, кто не подчиняется, лгать, чтобы избежать наказания. Мы научились перекладывать ответственность на других или вовсе от нее увиливать, осуждать, противиться переменам, избегать конфликта и скрывать наши истинные мысли и чувства. А еще мы усвоили, что не стоит честно обсуждать или открыто принимать ни один из этих уроков, особенно в присутствии того, кто оказывает влияние на нашу жизнь.
Детям редко позволяют критиковать, поучать, наставлять или оценивать своих родителей и учителей. Детей редко учат вступать в спор или общаться на равных с родителями и другими властями предержащими, или работать в сотрудничестве с оппонентами. Подобное невнимание к нашей личности, желаниям, мыслям и чувствам воспринималось нами куда серьезнее, чем знания по истории, искусству или математике. Подобный опыт на интуитивном уровне приводил нас к простому выводу: намного легче и безопаснее пребывать в полусонном состоянии, чем быть пробужденным и сознательным.
Из-за такого детского опыта жизнь многих из нас стала менее радостной, творческой и осмысленной. Мы замкнулись, избегая обратной связи от тех, кто сильнее нас или выше по должности, либо покорно принимая их суждения и оценки. Поэтому многие из нас либо слепо принимают, либо полностью отвергают мнение менеджеров, вместо того чтобы раскрыть свою внутреннюю правду и найти собственный путь на вершину.
Устаревшие стереотипы не только снижают наши шансы на успех, они подавляют нашу душу и личность, притупляют способность к демократическим решениям, причем, не только в своем рабочем коллективе, но и в общественно-политической жизни. Чем более авторитарными были отношения в нашей семье, тем вероятнее, что у нас, по определению психиатра Эриха Фромма, разовьется «страх свободы», а сами мы впоследствии будем привержены диктатуре и станем авторитарными руководителями.
Четыре шага на пути к избавлению от стереотипов прошлого
В результате накопленного негативного опыта многие люди проводят большую часть времени «на автопилоте», просто стараясь удержаться на работе и сохранить хрупкое подобие своей личности, которое, как они полагают, необходимо для выживания. Они избегают явной и неявной обратной связи и прилагают минимум усилий на работе. Проблема заключается в том, что молчание, состояние полусна и нежелание работать в полную силу приводят к пагубным последствиям - как внутренним, так и внешним. В итоге наша жизнь на работе начинает нас угнетать и теряет всякий смысл.
То, насколько мы сможем усомниться в этих пагубных стратегиях выживания, стараясь избегать их, будет зависеть от степени нашего пробуждения. Для пробуждения нужно сделать четыре шага, которые на практике потребуют настоящего мужества.
1.      Осознать, как стереотипы прошлого предопределяют ваши мысли, чувства и поступки и какую роль играют в настоящем. 2.      Взять на себя ответственность за то влияние, которое оказывают эти стереотипы на вас самих, вашу организацию и коллектив. 3.      Твердо решить избавиться от этих стереотипов и в сотрудничестве с коллегами выработать новые способы реагирования на проблемы и вызовы. 4.      Принять честную обратную связь, воспользоваться коучингом, наставничеством и оценкой для выявления в себе и развития тех навыков и стратегий поведения, которые обеспечат успех в делах.
Осознав стереотипы своего мышления, своих чувств и действий, мы сможем оценить собственные поведенческие стереотипы и освободиться от их влияния. Как только мы берем на себя ответственность за свою жизнь, мы тотчас на работе становимся более ответственными, удовлетворенными, сознательными и эффективными корпоративными гражданами. Когда ломается скрытая власть менеджеров и организаций, взявших на себя роль родителей, а сотрудники начинают осмысливать свое поведение и управлять им, каждый, наконец, получает шанс, позволяющий ему развиваться, учиться на ошибках прошлого, строить свое будущее и отвечать за свои поступки в настоящем.
Преодолеваем комплекс компенсации
Многие стараются компенсировать на работе то, что сделали или не сделали их семьи. Мы пытаемся восполнить недоданное семьей или, наоборот, сдерживаем себя и защищаемся, если у нас всего было вдоволь. Если, например, мы выросли в семье, где было принято кричать друг на друга, мы срываемся и переходим на крик во время споров и не в состоянии осмысленно отвечать, когда наш менеджер кричит на нас. Из-за своих детских проблем мы можем бояться перемен и компенсировать это желанием контролировать все, что может угрожать нашей стабильности. Когда мы преодолеваем свою склонность к экстремальным реакциям, мы избегаем двойного капкана чрезмерной или заниженной компенсации, а также самовозвеличивания и самобичевания, которые обычно ее вызывают.
Очень важно признать влияние этих определяющих факторов на наш выбор и способность учиться на собственном опыте. Тогда появляется возможность, с одной стороны, почувствовать свою связь с семьей, историей, культурой и другими источниками самоидентификации, а с другой стороны, не зависеть от них. Этого можно добиться следующим образом.
Взять на себя полную ответственность за историю своей семьи и действовать, никого не обвиняя или извиняя за то, что они сделали или не сделали.
Принять как позитивные, так и негативные факты своего прошлого, не обвиняя и не извиняя самих себя за то, что мы сделали или не сделали.
Найти баланс, не прибегая к компенсации, своих сильных и слабых сторон.
Суметь увидеть со стороны все, что мы унаследовали, чему научились и что приняли как должное в детстве, и преодолеть это.
Определить для самих себя, что мы собой представляем. Суметь одновременно принять свое прошлое и освободиться от него, решив жить настоящим.
Когда нам становятся понятны причины собственного поведения, мы можем уравновесить свои сильные и слабые стороны, жить в согласии со своими ценностями и лучше разобраться в себе. Это означает пробуждение и осознание того, что отживший неизученный балласт нашего прошлого тянет нас вспять, в то время как непосредственный каждодневный опыт познания самих себя пробуждает и освобождает нас, делая сознательнее, искреннее, гармоничнее и ответственнее.
Поэтому первый истинный шаг на пути к личной свободе - это пробуждение. Второй шаг заключается в том, чтобы использовать самосознание для преобразования внешних условий, в которых мы живем и работаем. На третьем этапе нужно преодолеть влияние, которое оказывают на нас эти внешние условия, стараясь оставаться верными самим себе и помогая другим стать такими же. В конце концов, целью преодоления негативного опыта общения в семье, школе и в кругу сверстников является самоидентификация, душевное равновесие и видение перспективы. Достигая такого состояния, мы повышаем свои способности к достижению намеченных целей, освобождаемся от семейного гнета и становимся теми, кем хотим быть.
И, наконец, взрослеем
Пробуждение равносильно признанию того, что мы можем учиться у всего, что происходит с нами на работе, даже у своих неудач и настоящих катастроф. И даже если мы не можем выбирать свое прошлое или обходиться без проблем на работе, у нас есть выбор, как к ним относиться. С этой точки зрения, мы можем рассматривать каждую проблему или конфликт либо как поражение и заведомый проигрыш, либо как возможность чему-то научиться и развить новые способности. Рассматривая свои беды и неудачи как урок, мы можем увидеть скрытую в них причину собственного несчастья, а также четкие инструкции для их успешного преодоления как в настоящий момент, так и в будущем.
Если мы позволим травмирующему опыту прошлого доминировать над нашим поведением, занимая все мысли, то будем попусту растрачивать свою энергию и разрушать отношения с другими людьми. Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не осмыслим критически этот опыт и либо освободимся от него, либо переступим через него.
Так какой же смысл нести с собой то, что произошло с нами в прошлом? Чего мы так боимся? Что мы можем узнать такого, от чего столь решительно защищаемся? Причина, конечно же, в нашем желании нравиться другим, в нашей уязвимости, чувстве стыда и вины, в нашей боли и любви. Мы боимся освободиться от прошлого, потому что не знаем, как жить в настоящем; потому что считаем, что нас не понимают и не любят; потому что боимся одиночества, увольнения или смерти.
Таким образом, понятия «пробуждение» и «преобразование» обладают двойным смыслом. Имеется в виду не только пробуждение интереса к окружающему миру и кардинальное изменение нашей жизни. Это также относится к тому, что заложено внутри нас, к осознанию и кардинальному изменению самих себя, причем не из-за страха, стыда, вины или боли, а для того чтобы честно, открыто, с безусловной готовностью принять себя такими, какие мы есть. Поступая таким образом, мы обнаруживаем себя на вершине горы, где всегда и находились, понимая, что единственная вершина, которую стоит покорять, находится внутри нас самих.
Реферат подготовила Наталья Ермакова, E-xecutive
Oбсуждение статьи, cообщений 28, последнее: 02.07.2006 16:18